Сеть «Виктория» может обойтись ритейлеру Х5 Group в 9 млрд рублей

Эту сделку уже одобрила ФАС
Максим Стулов / Ведомости

Рыночная стоимость сети «Виктория», с учетом отсутствия у нее долговых обязательств, может составлять 9 млрд руб., подсчитал для «Ведомостей» генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

1 августа Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство ООО «Корпоративный центр ИКС 5» (входит в X5 Group) о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО «Виктория Балтия» (управляет магазинами в Москве, Московской и Калининградской областях). Для завершения сделки последнее должно передать торговые объекты в подмосковном Долгопрудном третьим лицам, так как в этом городе Х5 Group уже занимает 25%-ную долю рынка.

По словам представителя покупателя, если эти условия будут выполнены, то ему перейдут 118 магазинов совокупной торговой площадью 92 000 кв.м в Калининградской области, Москве и Московской области. В сделку также войдут два распределительных центра и гипермаркеты «Кэш» в Калининграде. При этом управлением сетью продолжит заниматься действующий менеджмент «Виктории».

В самой сети на запрос «Ведомостей» не ответили.

«Виктория» входила в состав ГК «Дикси» Игоря Кесаева и его партнеров. В 2021 г. более 2400 магазинов «Дикси» были куплены «Магнитом». Сумма сделки составила 87,6 млрд руб. При этом «Виктория» осталась у Mercury Retail Group (также управляет сетями «Красное и белое» и «Бристоль). В ноябре 2022 г. ФАС одобрила продажу 37,35% ООО «Виктория Балтия» неназванному лицу. Им стал Николай Тяка – партнер Игоря Кесаева, писал «Коммерсантъ». Еще 45% компании получил Сергей Студенников, 7,69% – Сергей Кациев. Вместе с Кесаевым они владели Mercury Retail Group.

Разговоры о продаже сети «Виктория» начались еще в 2019 г., напоминает руководитель АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова. По ее словам, тогда в нескольких муниципалитетах Москвы действовали антимонопольные ограничения и X5 Group приобрела лишь несколько супермаркетов в Подмосковье. На калининградский бизнес «Виктории» покупателей не нашлось в связи со сложной логистикой, уточнила Назарова.

Эксперты считают, что приобретение сети «Виктория» позволит X5 Group увеличить свои торговые площади и сэкономить на инфраструктурных вложениях. За последний год ритейлер активизировал действия по наращиванию своего присутствия в регионах (например, в апреле компания приобрела сеть «Тамерлан», которая управляла магазинами «Покупочка» и «ПокупАлко» в Южном федеральном округе России и в Ставропольском крае), отметила Назарова. По ее словам, покупка магазинов «Виктория» в Калининградской области закрепит положение X5 Group в этом регионе, проникновение в который началось только в 2020 г., когда были открыты первые шесть магазинов «Пятерочка» и заключено соглашение о сотрудничестве с правительством Калининградской области. По оценке Бурмистрова, доля сети «Виктория» на рынке розничных продаж продовольственных товаров Калининградской области в 2022 г. составила 21,6%. Но при этом там представлена большая часть федеральных розничных сетей, в том числе: Metro, «Пятерочка», «Красное и белое», «Бристоль», «Фасоль» и др., говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. Он отмечает, что для ритейлеров Калининградская область не самый простой с точки зрения логистики и наличия подходящих торговых площадей регион. Поэтому крупные игроки решают задачи расширения своего присутствия в том числе за счет сделок слияния и поглощения, пояснил Караваев.