«Домодедово» первым из крупных аэропортов перешел на российский софт сортировки багажа

Его установили на оборудование от ушедшего из России голландского поставщика Vanderlande Industries
Максим Стулов / Ведомости

Московский аэропорт «Домодедово» перевел оборудование для управления обработкой багажа на отечественный софт. Об этом рассказал «Ведомостям» директор департамента транспорта и логистики компании «Рексофт» Александр Семенов и подтвердил представитель «Домодедово». Система заработала в новом терминале Т2 для обслуживания международных рейсов. Это первый случай запуска иностранного оборудования в крупном аэропорту на российском программном обеспечении.

Для терминала ранее было закуплено оборудование голландской компании Vanderlande Industries, которая покинула российский рынок в марте 2022 г. В связи с тем что вендор не установил софт на оборудование, аэропорт решил заменить программную часть на отечественный продукт, который способен управлять иностранным железом, пояснил Семенов. «Рексофт» как раз выступил интегратором по этому проекту, добавил «Ведомостям» представитель «Домодедово».

Системы такого уровня функционируют как комплекс – «оборудование + софт», продолжил топ-менеджер «Рексофта». Программно-аппаратный комплекс (ПАК) закупался в составе полного комплекта оборудования АССБ (автоматической системы сортировки багажа) Т2, сообщил представитель «Домодедово». Такая система выполняет несколько операций: регистрацию, сортировку, досмотр и доставку багажа на борт воздушного судна, а также выдачу багажа пассажирам при прилете.

В состав системы входят 88 стоек регистрации, разветвленная сеть транспортировки багажа, пятиуровневая система досмотра багажа, системы контроля безопасности и таможенного досмотра, многоуровневая система хранения багажа, уточнили представители компаний. Стоимость ПАКа и количество единиц оборудования заказчик и исполнитель не раскрыли. С начала проектирования до запуска весь процесс занял восемь месяцев, сообщил источник «Ведомостей», знакомый с реализацией проекта.

Что такое Т2

Новый сегмент пассажирского терминала Т2, который будет обслуживать международные рейсы, «Домодедово» ввел в эксплуатацию в июле 2023 г. Объем инвестиций в строительство Т2 составил более 42 млрд руб., а совокупная пропускная способность аэропорта должна превысить 60 млн пассажиров в год.

«На сегодняшний день «Домодедово» является первым среди российских аэропортов, заменивших софт АССБ на продукт, разработанный отечественной компанией», – сказал «Ведомостям» представитель «Домодедово». Системы от Vanderlande Industries присутствуют в 80% аэропортов России, работающих с международными направлениями, уточнил представитель «Рексофта».

Собеседник «Ведомостей» в компании – поставщике IT-решений для авиационной отрасли отмечает, что системы нидерландской Vanderlande стоят в 90% крупных аэропортов мира. Такой системой оборудован и терминал D аэропорта «Шереметьево», продолжает он: «На багажных лентах на пути следования багажа стоят сканеры, которые считывают информацию с багажных бирок и сверяют их с информацией от авиакомпаний. Задача в том, чтобы направить чемодан точно к тому гейту, с которого его заберут на конкретный рейс».

Vanderlande является одним из крупнейших мировых производителей ПАКа, поэтому многие крупные российские аэропорты делали ставку на оборудование и софт от этой компании, предлагавшей законченное решение, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Отечественных ПАКов для аэропортов такого масштаба, как «Домодедово», никто не делает, хотя российские багажные системы, которые включали бы в себя и железо, и софт, появились еще в 2010-х и используются в нескольких небольших российских аэропортах, указал эксперт.

Что такое Vanderlande

Системы обработки багажа компании Vanderlande способны перемещать более 4 млрд единиц багажа по всему миру в год, говорится на сайте голландской компании. Ее системы работают более чем в 600 аэропортах, включая 12 из 20 крупнейших аэропортов мира. Кроме этого более 380 лент безопасности установлены на контрольно-пропускных пунктах по всему миру.

Разработкой отечественной IT-инфраструктуры индивидуально под российский рынок никто не занимался, подтверждает руководитель центра компетенций компании «Девелоника» (ГК Softline) Андрей Преображенский: слишком большое вложение ресурсов и времени на небольшой рынок.

Источник «Ведомостей» в компании – поставщике IT-решений для авиационной отрасли говорит, что ПАК и софт системы сортировки багажа – одна из самых затратных частей при создании аэропорта после расходов на бетон. Разработка только софта, по его оценкам, может стоить несколько миллионов долларов США. В мае 2023 г. аэропорт «Шереметьево» заказал доработку ПО, его внедрение и техническую поддержку для замены софта Vanderlande и других вендоров в составе ПАКа по управлению системами обработки багажа на сумму более 1,25 млрд руб., следует из протокола заседания тендерной комиссии к закупке.

Согласно указу президента № 166 от 30 марта 2022 г., с 1 января 2025 г. использование иностранного ПО и оборудования на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), к которым относятся и аэропорты, будет запрещено. До этой даты госорганы и госзаказчики должны перейти на софт отечественной разработки. Кроме этого указом вводится запрет на закупки иностранных решений для объектов КИИ и до 2025 г. без согласования с правительством.

Общие риски использования иностранного ПО заключаются в прекращении поддержки вендора и невозможности дальнейшего развития решения, напоминает директор отделения управления производственными активами в IBS Артур Хисамиев. Переход на отечественный софт – это не обязательно защита от злонамеренного отключения оборудования дистанционно с помощью ПО, подчеркивает Пантелеев. Может произойти сбой в программном обеспечении, исправить который Vanderlande уже не сможет, объясняет он.

Точно так же может сложиться ситуация, когда произойдет поломка в механической части оборудования и поставщик ничем не будет помогать эксплуатанту, даже если у него были какие-то обязательства, указывает эксперт. Вероятно, решать проблему с оборудованием предстоит каждому российскому аэропорту в ближайшем будущем, резюмировал Преображенский.