Крупнейший в России онлайн-ритейлер Wildberries выходит на рынок Китая

Компания уже зарегистрировала свой бренд в этой стране
Wildberries зарегистрировала свой бренд в Китае, причем во всех 45 классах Международной классификации товаров и услуг/ Евгений Разумный / Ведомости

О том, что Wildberries планирует выйти на рынок Китая, «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с планами онлайн-ритейлера. По его словам, маркетплейс уже начал переговоры с потенциальными партнерами. Внимание владельцев Wildberries к Поднебесной подтверждают и данные открытого реестра китайского бюро по товарным знакам: Wildberries зарегистрировала свой бренд в Китае, причем во всех 45 классах Международной классификации товаров и услуг. Представитель онлайн-ритейлера от комментариев отказался. Запрос в министерство коммерции Китая остался без ответа.

Регистрация товарного знака на территории конкретной страны подразумевает потенциальное намерение компании выйти на ее рынок, ну или, как минимум, заблокировать возможность захвата товарного знака компании третьими лицами, объясняет генеральный директор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина.

Wildberries – крупнейший онлайн-ритейлер в России. В 2022 г. оборот от продаж товаров и услуг на маркетплейсе (GMV) составил 1,67 трлн руб. В I квартале 2023 г. его оборот увеличился на 100% до 577,19 млрд руб., согласно отчетности компании. Ее основатель – Татьяна Бакальчук, которая по итогам 2022 г. заняла 17-е место в рейтинге российских миллиардеров журнала Forbes с состоянием $8,8 млрд.

До марта 2022 г. Wildberries имела представительства в 18 странах мира, в том числе в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании. После начала СВО компания прекратила работу в недружественных западных странах. Сейчас она представлена в Казахстане, Белоруссии, Армении, Узбекистане, Киргизии и Израиле. С 1 августа ритейлер начал также работать в Азербайджане. Судя по всему, теперь компания решила переориентироваться на страны Азии. По крайней мере, согласно данным национальных публичных реестров, в последние два года онлайн-ритейлер зарегистрировал свой товарный знак еще и в Индии, Монголии, Японии, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, на Филиппинах, в Афганистане и Северной Корее.

1,9 млрд товаров

заказали покупатели на Wildberries в 2022 г. Это на 81% больше, чем было годом ранее. 96% товаров относятся к категории социально значимых, или продукции первой необходимости, следует из отчета компании

Ранее об этом не сообщалось. Кроме того, Wildberries подала аналогичные заявки в Сингапуре и Таиланде. 

Wildberries все-таки хочет попробовать работать в Азии в качестве замены «походу на Запад», уверен партнер Cross Insights Борис Овчинников. Он считает, что маркетплейс решит привлечь на свою площадку как местных продавцов, так и российских поставщиков, которые имеют прямые контакты с локальными производителями или тех, кто как минимум занимается импортом. 

Wildberries – безоговорочный лидер среди российских маркетплейсов по объему экспорта, напоминает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, этот показатель составляет около 5–7% от общего оборота компании. Выход в новую страну помогает онлайн-ритейлеру развивать отношения с местными продавцами, готовыми работать в том числе и на российском рынке, конкуренция на котором на фоне санкций сильно снизилась, рассуждает эксперт. Другие маркетплейсы, например Ozon Global и «Яндекс.Маркет», также привлекают зарубежных поставщиков, в том числе из Китая, добавляет Бурмистров. 

У Wildberries могут возникнуть сложности на новых рынках, предупреждают эксперты. Китай – один из родоначальников маркетплейсов, это высококонкурентный рынок, новому игроку на нем придется очень трудно, говорит президент Центра азиатско-тихоокеанских исследований Сергей Санакоев. В частности, там работает один из крупнейших международных онлайн-ритейлеров – Alibaba c выручкой в $32,2 млрд в I квартале 2023 г. По словам Санакоева, у местных покупателей востребована российская экологически чистая продукция, а также алкоголь, но все это можно купить и в офлайн-сетях. Трудности у Wildberries могут быть и на японском рынке, так как эта страна ввела санкционные ограничения против России, а кроме того, в стране представлены Amazon и ряд европейских маркетплейсов, напоминает японист и старший научный сотрудник кафедры востоковедения МГИМО Владимир Нелидов. В других государствах, таких как Таиланд или Индонезия, сильная IT-инфраструктура может дать Wildberries некоторую фору, но только технологичной платформы для работы на местных рынках недостаточно, говорит Овчинников. По его словам, компании придется также инвестировать в создание логистической цепочки, формировать базу продавцов и лояльных покупателей.