Премия в цене на газ в Азии может сохраниться до весны

Это поддержит спрос на российский трубопроводный газ в Европе
При переходе ценовой премии в Азию производители СПГ и трейдеры перенаправляли часть объемов сжиженного газа по спотовым контрактам с рынка ЕС на азиатский рынок/ CFOTO / NurPhoto via AFP

Цена на газ на рынке Азии будет стабильно выше, чем на европейском рынке, всю зиму 2023/24 г. и вплоть до конца марта следующего года. Такой прогноз в сентябрьском обзоре дают эксперты Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ). По прогнозу организации, так называемая азиатская премия будет сохраняться «в шестимесячный период с октября 2023 г. по март 2024 г.».

В октябре цены в Азии, по оценке ФСЭГа, будут выше европейских в среднем на $2,1 за 1 млн британских тепловых единиц (МБТЕ), т. е. на $75/1000 куб. м. В ноябре премия сократится до $0,2/МБТЕ (примерно $7/1000 куб. м), в декабре несколько вырастет – до $0,6/МБТЕ ($21,4/1000 куб. м). В январе и феврале 2024 г, по прогнозу ФСЭГа, наценка продолжит расти и достигнет $1,3/МБТЕ ($46,4/1000 куб. м).

Международное энергетическое агентство в июле прогнозировало, что азиатская ценовая премия будет сохраняться до конца 2023 г., а в 2024 г. премия перейдет в Европу («Ведомости» писали об этом 19 июля).

19 сентября октябрьские фьючерсы на газ на хабе TTF в Нидерландах стоили $375–384/1000 куб. м, свидетельствуют данные ICE. Стоимость газа в Азии 18 сентября (последние доступные данные) исходя из индекса Platts и расчетов «Ведомостей» составляла $499/1000 куб. м.

Ценовая премия вернулась на азиатский рынок в начале мая из-за роста спроса в регионе при одновременном снижении закупок и спотовой цены в Европе из-за высоких запасов в подземных хранилищах газа (ПХГ). Газ в Европе дешевел с августа 2022 г. на фоне стабильной ситуации с запасами в ПХГ. Весной прошлого года котировки достигали $3900/1000 куб. м. Снижение цен ускорилось в декабре 2022 г. и продолжилось после окончания отопительного сезона. 10 мая 2023 г. газ на европейском рынке, по данным биржи ICE, впервые с июля 2021 г. стоил менее $400/1000 куб. м, а 25 мая котировки впервые с января 2021 г. опускались ниже $300/1000 куб. м. В Азии цена на газ также снижалась, но медленнее, что и позволило сформироваться премии.

До этого цена на газ в Европе устойчиво превышала цену в Азии больше года – с апреля 2022 г. Хотя в декабре прошлого года, а также в январе – марте 2023 г. газ в Азии в отдельные дни и даже недели становился дороже, чем в ЕС, затем европейская премия возвращалась.

При переходе ценовой премии в Азию производители СПГ и трейдеры перенаправляли часть объемов сжиженного газа по спотовым контрактам с рынка ЕС на азиатский рынок. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков поясняет, что при примерно равных ценах в Европе и Азии поставщикам из США выгоднее будет направлять СПГ в ЕС, так как тут меньше транспортные расходы. Он отмечает, что изменение направления поставок на рынке СПГ происходит очень быстро: «Даже во время движения танкер может изменить маршрут, если цены будут привлекательнее».

В 2022 г. поставки СПГ в ЕС увеличились в 1,7 раза до 127,2 млрд куб. м и в среднем составляли 10,6 млрд куб. м в месяц. В первом полугодии 2023 г. рост продолжился. В апреле и мае импорт СПГ в ЕС держался на рекордно высоком уровне и в мае достигал 12,15 млрд куб. м. Но уже в июне импорт начал снижаться.

В середине августа ЕС на 2,5 месяца раньше плана достиг целевого уровня заполненности ПХГ в 90% («Ведомости» писали об этом 18 августа). В результате импорт СПГ стал сокращаться еще сильнее, в августе поставки упали до минимума с февраля 2022 г. – 9,8 млрд куб. м («Ведомости» писали об этом 4 сентября). По данным ассоциации европейских операторов хранилищ Gas Infrastructure Europe, на 17 сентября (последние доступные данные) запасы достигли 103,6 млрд куб. м, ПХГ были заполнены на 94,2%.

Снижение поставок СПГ в ЕС поддержало спрос на трубопроводный российский газ в Европе. В августе 2023 г. «Газпром» увеличил поставки в Европу транзитом через Украину до максимума с IV квартала прошлого года – 1,3 млрд куб. м, или 42,1 млн куб. м в сутки. Поставки по «Турецкому потоку» в августе достигли рекордного уровня 51,1 млн куб. м в сутки. Другим фактором роста поставок стали цены на российский газ, которые вновь стали привлекательными для европейских импортеров («Ведомости» писали об этом 1 сентября).

По мнению аналитиков, сохранение премии на азиатском рынке зимой будет во многом зависеть от погоды в Европе и Азии. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман в случае «среднестатистической зимы» ожидает сохранения азиатской премии как минимум до ноября-декабря 2023 г., но при этом не исключает ее обнуления в ближайший отопительный сезон.

Он напоминает, что даже 100%-ная заполненность ПХГ не позволяет странам ЕС провести зиму без импорта газа. В связи с этим с ноября-декабря часть объемов СПГ может вернуться в Европу, считает эксперт. Он также отмечает, что зимний сезон потребления газа в ЕС продолжительнее, чем в Азии.

Цены на газ в Европе в отопительный сезон могут подняться до $450–550/1000 куб. м, прогнозирует Кауфман. При этом в октябре, по его словам, они могут снизиться и приблизиться к отметке $300/1000 куб. м.

Юшков обращает внимание, что сейчас разница в ценах в Азии и Европе не столь значительна, как могла бы быть. Это, по его словам, связано с тем, что экономика Китая еще не полностью восстановилась после пандемии COVID-19.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что на фоне сохранения азиатской премии европейские импортеры будут стремиться максимально использовать наиболее дешевую альтернативу СПГ, поэтому российский газ в ЕС будет востребован. По прогнозу Кауфмана, поставки российского трубопроводного газа в ЕС в ближайший отопительный сезон будут на уровне, близком к возможному максимуму, из-за ограниченного предложения. Поставки трубопроводного газа из России в Китай буду расти в рамках контракта «Газпрома» и CNPC, добавляет Юшков.

Для «Новатэка» приоритетным рынком для спотовых поставок сжиженного газа с завода «Ямал СПГ» остается Европа, говорят эксперты. «Наличие небольшой премии на рынке АТР компенсируется более длинным транспортном плечом, что увеличивает расходы на транспортировку и вынуждает задействовать больше газовозов», – поясняет Кауфман.