«Норебо» может получить недостроенные траулеры вместе с квотами на вылов рыбы

Но для этого потребуется внести изменения в действующее законодательство
«Пелла»

Рыбопромышленная компания «Мурмансельдь-2», принадлежащая Юрию Задворному, ведет переговоры о «передаче» серии из четырех недостроенных траулеров компании «Норебо» (принадлежит Виталию Орлову). Об этом рассказали «Ведомостям» два источника на судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга и два собеседника в рыбопромышленных компаниях.

Два источника уточняют, что «Норебо» вместе с Росрыболовством прорабатывает возможность передачи и рыболовных квот вместе с судами, под строительство которых эти инвестквоты («квоты под киль») были обещаны. Но, по словам источника в рыбопромышленной компании, де-юре пока такой механизм отсутствует. «Сама передача квот вместе с траулерами логична – отбить такие капзатраты можно только на промысле. Но в законодательстве не прописана возможность передачи инвестквот вместе с объектом инвестиций. Если «Норебо» удастся это сделать – это будет интереснейший прецедент», – говорит он.

Собеседник «Ведомостей» в другой рыбопромышленной компании отмечает, что сегодня передать инвестквоты можно, только передав новым владельцам акции или доли юридических лиц, с которыми было заключено инвестсоглашение «со всеми документами, обязанностями и правами изначального инвестора». Переоформить договор «квот под киль» на нового инвестора, по его словам, нельзя.

Механизм отказа от проекта «квот под киль» может быть многоступенчатым. Если инвестор (здесь – «Мурмансельдь-2») разорвет все договоры на строительство судов, они перейдут в собственность верфи, а компания-заказчик сможет требовать компенсации авансов через суд. Одновременно инвестор раскрывает банковские гарантии, заключенные под каждый договор: банки перечисляют несколько сотен миллионов рублей в адрес Росрыболовства, после чего взыскивают эти деньги с заказчика. Инвестор, в свою очередь, авансом может погасить долг перед банком.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что для передачи квот вместе с судном понадобится вносить изменения в нормативную базу. В соответствии с п. 4 ст. 33.7 ФЗ «О рыболовстве» переход права на объект инвестиций (строящееся судно), под который выдана инвестквота, может стать основанием для досрочного расторжения договора о предоставлении инвестквоты, поясняет юрист. Таким образом, инвестквота не переходит к новому собственнику судна.

«Чтобы такой переход стал возможен, необходимо внести изменения в ст. 33.7 ФЗ о рыболовстве и исключить из перечня оснований для расторжения договора о закреплении инвестквоты положение об отчуждении судна», – резюмирует он. Источник в рыбопромышленной компании подтверждает, что сегодня действующего механизма передачи судна вместе с квотами нет, это возможно, только если внести правки в действующее законодательство. По его словам, у «Мурмансельди-2» остаются во владении около 20 000 т квот на вылов трески и пикши и 4–5 судов, часть из которых построена в последнее десятилетие за рубежом.

Один из собеседников говорит, что стороны договорились о передаче головного судна «Андромеда», а также второго и третьего серийных судов – «Альхены» и «Поллукса». Вопрос о передаче первого серийного судна «Кастор», по его словам, пока не решен. Другой собеседник уточняет, что «Андромеда» уже передана «Норебо». Еще один источник «Ведомостей» в рыбопромышленной компании говорит, что Задворный разрывает договоры с судостроительным заводом «Отрадное», суда останутся в собственности верфи, а верфь принадлежит «Норебо».

«Норебо» также крупнейший владелец квот на вылов водных биоресурсов в России. По подсчетам «Ведомостей», группа владеет правами на 17% общегодового допустимого объема вылова (715 000 из 4,32 млн т).

Ранее Росрыболовство сообщало, что расторгло с «Мурмансельдью-2» договор о закреплении за компанией инвестквоты («квоты под киль») на вылов трески и пикши, связанный с обязательством строительства «Андромеды». В ведомстве отмечали, что расторжение договора прошло без судебных процедур, в добровольном порядке. Высвободившиеся объемы квот должны быть предложены рынку в рамках заявочной кампании, поясняли в агентстве.

Серия из четырех судов проекта 03095 общей стоимостью около 160 млн евро (около 16,3 млрд руб.), т. е. по 40 млн евро за судно, была заказана в 2017 г. «Андромеда» и «Кастор» должны были выйти на промысел в 2020 г., но до сих пор не достроены, говорят два источника «Ведомостей» на судостроительных предприятиях Петербурга. По словам одного из них, «Андромеда» должна быть передана новому заказчику до конца года.

Что такое «квоты под киль»

С 2017 г. 20% квот на вылов рыбы распределяется в России в рамках «квот под киль» (инвестквоты). Инвестор берет на себя обязательство построить перерабатывающий завод в России или промысловое судно на отечественной верфи, а Росрыболовство за это выдает разрешение на вылов. В 2019 г. на аукционах в рамках этой программы было перераспределено на 15 лет и 50% квот на вылов краба. В рамках первого этапа заключены контракты на строительство 64 рыбопромысловых судов и 41 судна-краболова в общей сложности на 270 млрд руб.
На втором этапе программы планируется перераспределить 24% квот на минтай и сельдь на Дальнем Востоке и 50% от общего объема добычи краба (как в ДФО, так и на севере страны). Планируется построить порядка 30 рыбопромысловых судов (из них 10 – для промысла минтая и сельди), 30 краболовов и восемь рыбоперерабатывающих комплексов на Дальнем Востоке.

«С момента закладки стоимость судов существенно выросла. «Норебо» в этом году предлагала их другим рыбопромышленным компаниям по 45–52 млн евро за штуку», – утверждает источник «Ведомостей» в одной из рыбопромышленных компаний.

Траулеры проекта 03095 длиной по 70 м строятся для ловли донных пород рыб и их переработки на борту. Каждое судно оборудовано фабрикой производительностью не менее 100 т мороженой продукции в сутки и морозильным трюмом объемом 1400 куб. м. Максимальная скорость судов должна составить 14,5 узла. На суда должны были установить финские двигатели Wartsila 9L32 по 5220 кВт.

«Ведомости» направили запросы в Росрыболовство, «Норебо», «Мурмансельдь-2» и Сбербанк (выдал банковскую гарантию «Мурмансельди-2»).

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает решение по передаче траулеров оптимальным в сложившейся ситуации: «Норебо» сможет использовать их, а «Мурмансельдь-2» закрывает проект, который не удалось реализовать из-за сложностей в работе с верфью. Он полагает, что небольшим рыболовным компаниям в ходе второго этапа программы «квот под киль» будет существенно сложнее, чем крупным: себестоимость строительства будет расти, привлекать кредитные или лизинговые средства после роста ключевой ставки ЦБ станет сложнее. Отрасль будет консолидироваться в руках крупных игроков, полагает эксперт.

Бурмистров напоминает, что в условиях санкций программа инвестквот «получила мощнейший удар». Суда, уже получившие западное оборудование до новых ограничений, будут дешевле, а сроки их строительства – меньше. Проекты, на которые оборудование не успели поставить, по его словам, будут буксовать.