Авиаперевозки за рубеж оказались максимальными с допандемийных времен

За восемь месяцев пассажиропоток составил 14,6 млн человек
«Аэрофлот», лидировавший в сегменте международных авиаперевозок в России, в наибольшей степени пострадал из-за закрытия этих направлений/ Максим Стулов / Ведомости

Российские авиакомпании за январь – август 2023 г. увеличили перевозки пассажиров на международных воздушных линиях (МВЛ) на 33% год к году до 14,6 млн человек, следует из данных Росавиации, с которыми ознакомились «Ведомости». Это максимальный показатель за этот период с начала пандемии коронавируса в 2020 г. Опережающими темпами рос пассажиропоток в страны дальнего зарубежья – на 46% год к году, перевозки по странам СНГ увеличились на 23%.

В январе – августе 2019 г. российские авиакомпании перевезли на МВЛ 37 млн пассажиров, но в 2020 г. этот показатель рухнул до 9,6 млн человек. В 2021 г. этот пассажиропоток частично восстановился до 12,1 млн человек, а в 2022 г. после начала СВО на Украине, введения антироссийских санкций и прекращения полетов российских авиакомпаний в недружественные страны снова просел до 11 млн пассажиров.

Всего отечественные эксплуатанты в январе – августе 2023 г. увеличили пассажиропоток год к году на 13% до 71 млн человек. Этот результат незначительно отличается от объема перевозок за сопоставимый период в 2021 г. (71,2 млн человек), но уступает почти 22% показателю 2019 г.

Перевозки пассажиров по внутренним направлениям (ВВЛ) выросли за отчетный период на 9% до 56,3 млн человек. Это меньше, чем за тот же период 2021 г. (59,2 млн), но больше, чем в допандемийном 2019 году (49,3 млн человек), когда значительная часть пассажиропотока приходилась на перелеты в зарубежные страны. В структуре внутренних рейсов растет доля пассажиров, перевезенных на рейсах в обход Москвы, следует из данных Росавиации. Если в 2019 г. она составляла 26% (остальные 74% были перевезены через аэропорты Москвы), то в январе – августе 2023 г. она достигла 42%.

Динамика внутренних перевозок во многом обусловлена господдержкой, отмечает представитель Минтранса. «Продолжается субсидирование авиаперевозок по трем программам: развитие региональной маршрутной сети, доступность перевозок для социально незащищенных категорий населения и поддержка единой дальневосточной авиакомпании», – говорит собеседник.

Он также отмечает интенсивное развитие рынка международных авиаперевозок. Сегодня прямое авиасообщение осуществляется с 38 странами, с российской стороны международные рейсы выполняют 18 авиакомпаний в 24 страны, напомнил он.

Группа «Аэрофлот» (кроме головной компании в нее входят «Россия» и лоукостер «Победа») за восемь месяцев перевезла 31 млн человек на всех направлениях. Это почти 44% от общего объема перевозок. S7 перевезла 11 млн человек, или 15,5% от всех перевезенных пассажиров. Из них 10 млн – на внутренних направлениях.

Представитель Smartavia рассказал, что авиакомпания за восемь месяцев перевезла 2,6 млн пассажиров – это на 24% больше, чем за тот же период 2022 г. Средняя занятость кресел за период составила 96,3%. «В этом году авиакомпания планирует перевезти чуть менее 4 млн пассажиров, что выше уровня 2020 и 2021 гг.», – отметил он.

«Ведомости» направили запросы в другие российские авиакомпании и Росавиацию.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что постепенное восстановление пассажиропотока на МВЛ объясняется адаптацией авиационной отрасли России к санкциям. В 2020–2021 гг. доступ к полетам за рубеж был осложнен антиковидными ограничениями, а в 2022 г. – санкциями, вызвавшими дефицит провозных емкостей на международных линиях, продолжает эксперт.

Что такое страховое урегулирование

Страховое урегулирование – процесс выкупа у зарубежных лизингодателей самолетов, находящихся в эксплуатации у российских авиакомпаний. Правительство России зарезервировало на выплаты иностранным собственникам воздушных судов 300 млрд руб., из которых на август было израсходовано 98 млрд руб. После снятия претензий лессоров суда оформляются в собственность российского ООО «Страховая компания “НСК”, созданного для страхования рисков авиационной отрасли после введения западных санкций. На данный момент группа “Аэрофлот” дебермудизировала 137 самолетов. Данных по всему парку российских перевозчиков нет.

«Тяга россиян к отдыху за рубежом осталась. В 2023 г. авиакомпании продолжили дебермудизацию парка (перевод бортов в российский авиареестр из зарубежных, в первую очередь из реестра Бермудских островов. – «Ведомости»), а авиационные власти согласовали новые направления для полетов. О том, что это целенаправленная работа и долгосрочная тенденция, свидетельствуют, в частности, корректировки в комплексной программе развития авиационной отрасли, где пассажиропоток на внутренних линиях скорректирован в меньшую сторону, тогда как на МВЛ – в большую», – отмечает эксперт.

Пантелеев также полагает, что по итогам года суммарный пассажиропоток останется в плюсовой зоне. При этом рост на ВВЛ может в отдельные месяцы смениться стагнацией или даже падением, тогда как положительная динамика на МВЛ сохранится. «Дополнительные провозные емкости, которые можно использовать на МВЛ после завершения страхового урегулирования с зарубежными лизингодателями, логично выводить на туристические направления. Но если падение курса рубля продолжится, переток парка и пассажиров на международные направления прекратится», – уточнил эксперт.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает рост пассажиропотока на уровне 13% существенным, отмечая, что на фоне показателей роста ВВП темпы на ВВЛ «вполне внушительные».

Ускоренный рост МВЛ он объясняет очень низкой базой прошлого года, при этом подчеркивает, что 14,6 млн пассажиров – это немного по сравнению с допандемийными масштабами. «В этом году у людей есть возможность летать в Турцию, Египет, ОАЭ, Таиланд, по разным причинам сохраняется высокий спрос на рейсы в страны СНГ, в частности в Армению и Казахстан. В целом можно говорить о восстановительном росте, связанном со стабилизацией рынка», – указывает Борисов.

Более умеренный рост на ВВЛ, по словам Борисова, связан с высокой базой прошлых лет: за последние три года в силу ограничений на международные перелеты происходила переориентация пассажиропотока на внутренние направления.