Ограничение экспорта высвободило около 1 млн т дизтоплива для внутреннего рынка

Отгрузки горючего за границу в период запрета снизились втрое, но не прекратились
Андрей Гордеев / Ведомости

Морской экспорт дизтоплива 5-го экологического класса (К5) из России в период временного запрета вывоза с 21 сентября по 6 октября составил 520 000 т. Это следует из подсчетов Kpler, с которыми ознакомились «Ведомости». Экспорт дизтоплива по железной дороге, на который приходится небольшая доля поставок, в сентябре 2023 г. упал в 6 раз по сравнению с сентябрем 2022 г. до 10 600 т и на 23% к августу этого года, сообщил представитель Института проблем естественных монополий.

Согласно данным Kpler, поставки дизеля морем за границу до этого были втрое больше. Например, за две недели с 21 августа по 6 сентября было вывезено 1,54 млн т, а с 21 июля по 6 августа – 1,52 млн т. Таким образом, поставки дизтоплива на внутренний рынок могли увеличиться примерно на 1 млн т за период ограничения экспорта.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Рональд Смит подсчитал, что поставки дизтоплива на внутренний рынок в результате запрета на экспорт выросли примерно на 500 000 барр./сутки. Это значительный объем, подчеркивает эксперт. Кроме того, по его мнению, временный запрет на экспорт позволил заполнить большинство резервуарных парков, что значительно снижает краткосрочный риск перебоев с поставками.

При этом производство нефтепродуктов в России растет с начала года, сообщал министр энергетики Николай Шульгинов 9 октября в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике. В проекте закона о федеральном бюджете на ближайшую трехлетку (2024–2026 гг.), находящемся сейчас в Госдуме, на текущий год заложен рост выпуска нефтепродуктов на 3% год к году до 131 млн т. Выпуск дизтоплива может вырасти на 2,4% до 88 млн т, бензина – на 2,4% до 43 млн т. Внутренний рынок потребует 51 млн т дизеля и 36 млн т бензина, следует из документа.

Временное ограничение экспорта бензина и дизтоплива из России правительство ввело 21 сентября. При этом поставки за рубеж не были остановлены полностью, они продолжались в рамках межправительственных соглашений (в основном это касалось отгрузок в государства ЕАЭС), а также «в гуманитарных целях», на Байконур, Шпицберген и для обеспечения российских военных за границей. В кабмине поясняли, что запрет на вывоз топлива был необходим для борьбы с серым экспортом (перепродажа за границу нефтепродуктов, которые были куплены на внутреннем рынке), а также для насыщения ГСМ внутреннего рынка и снижения цен в опте и в розничных сетях АЗС.

Оптовые цены на бензин на бирже СПбМТСБ росли с апреля параллельно со стартом сезона ремонтов на НПЗ. В июле цена бензина впервые в этом году обновила исторические максимумы, негативная тенденция продолжилась в августе и сентябре. По данным СПбМТСБ на начало сентября, стоимость Аи-92 и Аи-95 выросла по сравнению с началом апреля в 1,5 раза, дизеля – в 1,4 раза.

Затем рост цен на бирже начал транслироваться в розницу: по данным Росстата, с начала года по август цены на бензин выросли на 7,4%, на дизель – на 4,7% при инфляции в 3,7%. Разбалансировка рынка привела к перебоям с поставками дизтоплива для аграриев, под угрозой оказалось выполнение осенних полевых работ («Ведомости» писали об этом 22 сентября).

На новостях о предстоящем введении правительством «решительных мер» по борьбе с серым экспортом 18 сентября, еще до введения эмбарго, оптовые цены начали снижаться. К 10 октября бензин Аи-92 подешевел на 23,2% до 54 156 руб./т, Аи-95 – на 22,8% до 58 345 руб./т, а летнее дизтопливо – на 20,1% до 60 478 руб./т. При этом цены на бирже нестабильны – например, некоторый рост фиксировался уже через несколько дней после введения эмбарго. В рознице горючее также начало дешеветь. По данным Росстата, цена бензина и дизтоплива на АЗС с 25 сентября по 1 октября снизилась впервые с весны. Литр бензина Аи-92 за неделю подешевел на 0,4% до 51,41 руб., Аи-95 – на 0,5% до 56,16 руб., а дизтоплива – всего на 0,1% до 64,9 руб./л.

Но ограничение экспорта было ослаблено уже 6 октября, когда на фоне затоваривания рынка и угрозы снижения переработки на НПЗ правительство объявило о введении долгосрочных мер регулирования топливного рынка. В частности, власти повысили заградительную экспортную пошлину на нефтепродукты с 20 000 до 50 000 руб./т для компаний, которые сами не производят топливо. Повышение заградительной экспортной пошлины исключит вероятность дефицита нефтепродуктов в России из-за действий серых экспортеров, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Также правительство решило вернуть НПЗ прежние выплаты из бюджета по демпферу, которые были снижены вдвое с 1 сентября (в формулу расчета тогда ввели понижающий коэффициент 0,5). Также были сняты ограничения для НПЗ на экспорт дизтоплива по трубопроводам через морские порты при условии поставки не менее половины объема производства на внутренний рынок.

По данным Kpler, через порт Приморск уже 8 октября было экспортировано 42 600 т дизеля, а 9 октября – 60 600 т. Начало отгрузок также подтверждал журналистам представитель «Транснефти». Отгрузки дизельного топлива, по данным монополии, начались 7 октября в портах Приморск и Новороссийск.

«Транснефть» является оператором двух нефтепродуктопроводов – «Север» и «Юг» общей мощностью около 30 млн т дизтоплива в год. К ним напрямую подключены Нижегородский НПЗ и Волгоградский НПЗ «Лукойла», Ярославский НПЗ (СП «Газпром нефти» и «Роснефти») и Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза». За последние девять месяцев на продуктопроводы пришлось около двух третей всего экспорта дизтоплива, пояснял старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин в комментариях для материала «Ведомостей» от 6 октября.

Более 80% производимых «Сургутнефтегазом» ГСМ отправляется на экспорт, «Лукойл» изначально выстроен под заграницу, а у «Газпром нефти» рентабельность НПЗ напрямую зависит от объемов экспорта нефтепродуктов, писал ранее в авторской колонке в «Ведомостях» доцент Финансового университета при правительстве Леонид Крутаков. По его данным, доля биржевых продаж бензина у «Лукойла» составляла 13,8% от общего производства, «Газпром нефти» – 13,3%, «Сургутнефтегаза» – 13,1%, «Роснефти» – 23,5%. По дизтопливу она составляет 9,4, 9,2, 9,7 и 21,8% соответственно.

Оптовые цены на дизель в Европе выросли в последней декаде сентября на 5,4% до $970/т на бирже ICE на новостях об ограничении экспорта из России, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. После отмены ограничения стоимость дизтоплива в Европе упала на 9,5% и 10 октября составляла $878/т, уточняет он. «Такая реакция рынков объяснима с учетом того, что на долю внешних поставок из России, по оценке S&P Global Platts, приходится 3,4% глобального рынка дизтоплива», – добавляет эксперт.

Родионов не видит рисков для внутреннего рынка топлива в связи с частичным снятием ограничения на экспорт. По его мнению, возвращение выплат по демпферу и недавнее ограничение экспорта приведут к тому, что нефтяники будут сдерживать рост цен на топливо, а среднемесячные биржевые цены на дизель не будут превышать 20% от индикативной цены (т. е. уровень в 64 620 руб./т), чтобы компании могли продолжать получать выплаты из бюджета [в рамках демпфера].

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и крупнейшим нефтепереработчикам.