Иранский производитель бытовой техники хочет инвестировать в Россию

Структура Entekhab Group  договаривается о покупке завода Vestel во Владимирской области
Сергей Николаев / Ведомости

Структура иранской Entekhab Group договаривается о приобретении завода турецкой компании Vestel по выпуску бытовой техники и электроники, расположенного в Александровском районе Владимирской области. Об этом «Ведомостям» рассказали два консультанта, работавшие с объектом. По их словам, общая площадь предприятия составляет 44 000 кв. м.

Один из консультантов уточняет, что переговоры между сторонами находятся на высокой стадии, другой утверждает, что сделка уже закрыта. Другие детали им неизвестны. В Entekhab Group на запрос «Ведомостей» не ответили. Так же поступили и в российском офисе Vestel.

На сайте правительства Владимирской области сказано, что в начале октября губернатор региона Александр Авдеев провел встречу с представителями Entekhab Group в Иране. Там также отмечено, что «стороны рассчитывают договориться о локализации производства этой компании в Александровском районе».

Entekhab Group – один из крупнейших иранских производителей бытовой техники, основана в 2000 г. Выпускает холодильники, плиты, стиральные и посудомоечные машины, телевизоры. У нее есть производственный комплекс в Исфахане общей площадью порядка 300 000 кв. м, это один из наиболее масштабных проектов в стране. Основным акционером компании является Dayyani Group, писало Reuters. Финансовую отчетность Entekhab Group не раскрывает.

Завод во Владимирской области был открыт в 2003 г., инвестиции в его запуск составили $40 млн. Здесь выпускали телевизоры, холодильники и стиральные машины под брендами Whirlpool, Electrolux, Zanussi и проч. Из-за экономической ситуации в 2015 г. предприятие законсервировали, и с тех пор площадка использовалась как склад. В прошлом году «Коммерсантъ» сообщал, что Vestel рассматривает возможность восстановить производство во Владимирской области, но этого так и не произошло.

Покупка завода Vestel может обойтись примерно в 3 млрд руб., говорит глава ритейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. Она напоминает, что активы зарубежных игроков продаются с дисконтом. Инвестору также могут потребоваться средства для обновления оборудования и его адаптации, полагает партнер NF Group Константин Фомиченко.

Покупку завода иранской компанией Малахатько связывает с тем, что ей, скорее всего, стало интересно производить товары у нас в стране под собственной торговой маркой. Сейчас благоприятное время для выхода в нашу страну новых брендов, так как российский рынок покинули многие европейские, американские и японские компании, а их доля перераспределилась в пользу турецких и китайских игроков, говорит директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. По его словам, основная сложность для нее у нас будет заключаться в определении правильной маркетинговой политики. Он напоминает, что пока потребителю бренд компании неизвестен, поэтому людей надо будет убеждать, что она производит надежную и качественную продукцию.

В 2022 г. продажи бытовой техники и электроники в России сократились на 15,4% до 2,2 трлн руб., подсчитала аналитическая компания Infoline.

К преимуществам предприятия Гуськов относит его расположение: оно находится во Владимирской области, недалеко от Москвы и крупных логистических направлений. Среди возможных рисков Малахатько отмечает неопределенность с ростом стоимости логистики и трудности с поставками сложных инженерных механизмов, использованием специализированного ПО и проч.

В последнее время иранские игроки проявляют интерес к российскому рынку, отмечают эксперты. Производители бытовой техники Datees и Emersun могут купить или арендовать мощности Samsung и LG, писал ранее «Коммерсантъ». По данным издания, месяц назад Минпромторг «поставил ультиматум LG и Samsung до 1 января 2024 г. либо возобновить производство в России, либо продать его заинтересованным компаниям».