Темпы роста производства российской дорожной техники пошли на спад

Сказывается негативное влияние импорта и высокая база второй половины 2022 года
Андрей Гордеев / Ведомости

Производство отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) за девять месяцев 2023 г. выросло на 22% в денежном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года до 65,2 млрд руб. Такие сведения приводятся в статистике ассоциации «Росспецмаш», которая есть у «Ведомостей». Ассоциация собирает данные компаний, выпускающих 80% всей ДСТ в России.

«Росспецмаш» ведет статистику поквартально. За первое полугодие этого года общее производство ДСТ российскими заводами выросло на 31% до 44 млрд руб. За I квартал рост составил 30% до 19,9 млрд руб.

При этом отгрузки техники на внутренний рынок в этом году стабильно растут: в I квартале на 24% в годовом выражении (17,7 млрд руб.), за полугодие – на 21% (37 млрд руб.), а за девять месяцев они выросли на 22% до 59 млрд руб., следует из данных ассоциации.

В количественном выражении за три квартала 2023 г. отгрузки кранов-трубоукладчиков выросли в 4 раза, экскаваторов – почти в два, дорожных катков – на 22%, кранов-манипуляторов – на 21%, мини-погрузчиков – на 16%, фронтальных погрузчиков – на 6%, экскаваторов-погрузчиков – на 1,6%, приводит данные «Росспецмаш». Снижение поставок за отчетный период наблюдается в сегменте автогрейдеров (на 27%), телескопических погрузчиков (21%), гусеничных бульдозеров (19%), автокранов (1,6%). Абсолютные данные не приводятся.

Российские машиностроители также традиционно жалуются на высокую конкуренцию со стороны импортеров. «Агрессивный импорт» негативно влияет на темпы производства российской ДСТ и уже привел к снижению продаж по отдельным ключевым видам машин, отмечает ассоциация. По ее подсчетам, объем импорта ДСТ в денежном выражении с января по июль 2023 г. вырос на 66% до 254 млрд руб.

Зарубежная техника доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля импорта в поставках этой техники варьируется в диапазоне от 65 до 94%, поясняет «Росспецмаш».

Минтранс летом даже предложил установить с 2025 г. отсекающее требование, которое не допустит строительные компании к госзакупкам, если в их собственности будет находиться менее 30% техники российского производства. «Ведомости» писали об этом 28 июня. Предполагается, что эта доля будет расти по несколько процентных пунктов ежегодно и к 2030 г. достигнет 60%.

Также «Росспецмаш» среди проблем упоминает отсутствие производства в России ряда ключевых компонентов и говорит о необходимости господдержки отрасли через гранты и индексацию утильсбора (разовый платеж, вносимый при выпуске или ввозе техники). С 2023 г. ставки утильсбора на ДСТ и спецтехнику и так выросли в 1,2–5 раз в зависимости от вида машин. Для его неофициальной компенсации отечественным производителям предусмотрено 12,5 млрд руб. госсубсидий на этот год, импортерам субсидий не полагается.

Общий рост выпуска и продаж ДСТ «Росспецмаш» связывает с сохранением высоких объемов строительства и реализацией масштабных инфраструктурных проектов. Одним из крупнейших таких проектов сейчас является строительство новой скоростной платной автотрассы М12 «Восток» от Москвы до Казани с продлением на Екатеринбург. В начале сентября для автомобилистов уже был открыт участок протяженностью 415 км от Москвы до Арзамаса, а в декабре ожидается запуск движения до Казани.

По словам руководителя проектов SBS-Consulting Дмитрия Бабанского, текущий рост производства в деньгах связан прежде всего с ростом цен, в натуральном выражении происходит замедление выпуска продукции, связанное со снижением покупательской активности.

Снижение темпов роста производства ДСТ, произошедшее за III квартал, связано в том числе с более высокой базой прошлого года, говорит гендиректор профильной ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев. По его словам, после начала СВО и скачка валютных курсов многие контракты на поставку техники были расторгнуты, в результате чего производство существенно просело. Восстановление началось с августа 2022 г. и продолжалось до конца года, так что в 2023 г. ждать высоких темпов роста производства до конца года не стоит, полагает собеседник.