«Почта России» оценила затраты маркетплейса на регионы в 60 млрд рублей в год

Но при развитии франшиз это может быть существенно дешевле
Максим Стулов / Ведомости

Затраты каждого из российских маркетплейсов в случае самостоятельного развития их региональных сетей без использования инфраструктуры «Почты России» с учетом логистики могут составить до 420 млрд руб. в 2024–2030 гг., сообщил в интервью «Ведомостям» гендиректор почтового оператора Михаил Волков. «По нашим оценкам, только операционные затраты на оказание полного комплекса услуг примерно в 30 000 стационарных отделений, обслуживающих около 100 000 малых населенных пунктов, могут составить порядка 60 млрд руб. ежегодно от каждого маркетплейса», – оценил он. Волков добавил, что сейчас две трети инфраструктуры «Почты России» расположено в районах, где зачастую, кроме оператора, «нет никого, а там живет более 30 млн человек».

«Почта России» предложила маркетплейсам использовать ее инфраструктуру, перечисляя за это оператору ежегодный инфраструктурный платеж в 0,5% с оборота компаний с выручкой более 1 млрд руб. в год. Совокупно эти платежи должны составить порядка 30 млрд руб. в год. Этот механизм обсуждается «Почтой России» с органами власти с весны 2023 г.

Волков уверяет, что он как гендиректор «Почты России» относится «с большим уважением» к маркетплейсам, которые развивают рынок электронной торговли. E-commerce, по его определению, является «важным мостиком, который связывает жителей небольших отдаленных населенных пунктов с «большой землей».

Идея инфраструктурного платежа не поддерживается крупными игроками рынка и неоднократно критиковалась отраслевыми объединениями – в частности, Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ, входят Ozon, Wildberries, «Яндекс маркет» и др.). Хотя у большинства компаний интернет-торговли подключена доставка через «Почту России», такой вариант получения заказа выбирает минимальное количество клиентов, на него приходится менее 1% заказов, сообщал «Ведомостям» в августе президент АКИТ Артем Соколов. Сейчас, по словам Волкова, «Почта» оказывает маркетплейсам услуги на сумму около 8,5 млрд руб. в год.

По данным Data Insight, в 2022 г. объем рынка розничной интернет-торговли в России вырос на 38% до 5,7 трлн руб., достигнув 2,8 млрд заказов. На универсальные маркетплейсы с оборотом свыше 30 млрд руб. в год (в декабре это были Wildberries, Ozon, «Яндекс маркет», «AliExpress Россия» и «Сбермегамаркет») пришлось 2,7 трлн руб. В июне 2022 г. совокупная доля лидеров – Wildberries и Ozon – впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69%, а в ноябре она достигла 75%.

Из отчетности Ozon за первое полугодие 2023 г. следует, что его выручка составила 187,4 млрд руб., а чистый убыток уменьшился на 91% до 2,4 млрд руб. Wildberries показатели выручки не раскрывает. Выручка «Почты России» в 2022 г. составила 208,4 млрд руб., убыток – 27 млрд руб. В первом полугодии 2023 г. «Почте» удалось сократить убыток от операционной деятельности год к году на 13,3 млрд руб. – до 6,9 млрд руб. Выручка оператора за этот период – 108,4 млрд руб.

Сами маркетплейсы летом 2023 г. предложили альтернативу концепции инфраструктурного платежа в пользу «Почты России», писали «Ведомости» в сентябре. В частности, они предложили обсудить возможность твердого заказа у «Почты» b2b-услуг для маркетплейсов на сумму около 30 млрд руб. в год, чтобы эти деньги почтовый оператор направлял на поддержку своей региональной инфраструктуры.

«Когда нам коллеги из маркетплейсов предлагают покупать какие-то услуги у «Почты», мы, безусловно, только «за» – мы это делаем и будем дальше работать в этом направлении», – подчеркнул Волков. Но, с его точки зрения, «речь идет о необходимых решениях для развития бизнеса маркетплейсов в том или ином населенном пункте» непосредственно на инфраструктуре «Почты России». «Я уверен: вы прекрасно понимаете, что условные 30 млрд выручки – это не 30 млрд средств, которые нужно направить на выплату заработных плат в селе и на поддержание логистики в отдаленных населенных пунктах. Все-таки это разные понятия», – заявил топ-менеджер.

Волков подчеркнул, что «Почта России» проводит консультации по инфраструктурному платежу с маркетплейсами, но не уточнил конкретные компании. По его мнению, если Госдума примет инфраструктурный платеж в осеннюю сессию Госдумы, то первые выплаты поступят уже с середины 2024 г.

Представители маркетплейсов Ozon и Wildberries не ответили на запрос «Ведомостей» к моменту публикации статьи. Представители «Яндекс маркета» и Lamoda отказались от комментариев.

Названные Волковым цифры в 60 млрд руб. в год релевантны для самой «Почты России» и развития ее стационарных отделений, чем для частной компании, полагают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, если бы маркетплейсы решили развивать свои сети в отдаленных регионах без использования инфраструктуры «Почты России», это стоило бы им 20–30 млрд руб. в год. Но это будут неэксклюзивные пункты выдачи товаров, размещенные в частных домах, не обремененные арендными платежами, а также с использованием гибридных форматов выездной доставки – без стационарных пунктов в каких-то локациях, отмечает он. «Если мы говорим о самостоятельной логистике маркетплейсов в населенные пункты, то маркетплейсы развивают доставку туда существенно более экономичными способами», – констатировал эксперт.

«Если «Почта» несет прямые затраты на открытие своих отделений (ремонт, эксплуатация, зарплаты и т. п.), то маркетплейсы работают по модели франшизы. Значительная часть перечисленной нагрузки тут лежит на франчайзи, а операционная деятельность каждого отдельного пункта выдачи заказов (ПВЗ) становится на порядок эффективнее за счет микроменеджмента предпринимателя», – отметил исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов. В этом случае затраты маркетплейсов сводятся к операционному сопровождению, администрированию, а также «мизерной поддержке при запуске», добавил он.

«Сейчас маркетплейсы научились даже новую инфраструктуру создавать почти без вложений – развивая сети по принципу франшизы, когда новые ПВЗ создает мелкий бизнес. С учетом этого для них тем более дико звучит предложение, что они должны заплатить за использование уже существующей инфраструктуры (независимо от того, будут они ее использовать или нет)», – добавляет партнер Cross Insights Борис Овчинников. Поэтому выглядит неясным, почему «Почта» как провайдер услуг для маркетплейсов «пытается свои затраты на оказание «комплекса услуг» переложить с помощью государства на конкретную категорию коммерческих компаний», резюмировал эксперт.

Волков при этом подчеркнул, что инфраструктуру мало создать – еще важно поддерживать ритмичность работы: «Например, в некоторые населенные пункты мы можем добраться только на вертолете, и мы не можем позволить себе ждать, когда он заполнится полностью, чтобы рейс был экономически оправдан».

По его словам, подобный инфраструктурный платеж уже есть в российской практике. «Телекомоператоры ежегодно перечисляют 1,2% от выручки в фонд «Ростелекома», из которого финансируется программа устранения цифрового неравенства на селе, и это абсолютно правильно и логично. Введение этого платежа в свое время не вызвало какой-то бурной реакции: операторы поняли, что если сейчас их всех обяжут поддерживать инфраструктуру для устранения цифрового неравенства, то для них это будет дорого и невыгодно», – отметил он. Инфраструктурный платеж в пользу «Почты» он рассматривает как продолжение программы устранения цифрового неравенства на селе.