В правительстве поддержали законопроект по локализации автомобилей такси

Но до внесения в Госдуму его еще предстоит доработать для соответствия реалиям в регионах
Алексей Орлов / Ведомости

Законопроект главы комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова (представляет Санкт-Петербург), который наделяет кабмин правом устанавливать требования по уровню локализации легковых автомобилей такси, в целом поддержан правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Соответствующий отзыв был утвержден на заседании комиссии 30 октября («Ведомости» ознакомились с документом).

Но вместе с тем придется еще устранить имеющиеся замечания к законопроекту до его внесения в Госдуму. В частности, правкомиссия считает целесообразным предоставить субъектам Федерации право самим устанавливать минимальное количество легковых такси российской сборки в регионе и требования по локализации для них. Кроме того, следует дифференцировать эти требования для такси в зависимости от особенностей парка в конкретном муниципальном образовании, говорится в отзыве.

Впервые Кутепов предложил наделить правительство правом устанавливать требования к уровню локализации машин такси в январе 2023 г. Речь шла о том, чтобы дополнительно стимулировать спрос на отечественные автомобили со стороны таксомоторной отрасли, следовало из пояснительной записки сенатора. Новая норма оформлена в виде изменений в постановление № 719, регламентирующее локализацию промпродукции в России.

Позднее тема также обсуждалась на заседании президиума Госсовета России в начале апреля. По его итогам президент Владимир Путин поручил правительству к 1 августа рассмотреть вопрос разработки требований по локализации машин такси и каршеринга «с учетом возможного объема их производства отечественными автозаводами».

В июле «Национальный совет такси» просил премьер-министра Михаила Мишустина не принуждать бизнес в сегменте перевозок легковыми такси к покупке исключительно локализованных в России автомобилей. Ассоциация сетовала на массовый неудовлетворенный спрос на российскую автотехнику и предупреждала, что принятие нормы обернется резким ростом цен на услуги такси и каршеринга и ухудшением транспортной доступности. «Ведомости» писали об этом 31 июля.

Не было консенсуса в отношении инициативы Кутепова и на межведомственном уровне. Представитель Минпромторга говорил, что ведомство поддерживает использование высоколокализованных автомобилей в такси и каршеринге. Но требования к минимальному уровню локализации легковых такси создают преференции для отечественного автопрома, что нарушает принципы рыночной экономики и негативно влияет на конкурентоспособность российских производителей, писал замминистра экономического развития Максим Колесников в письме в Минпромторг.

ФАС также полагала, что введение подобных требований к такси преждевременно, поскольку это может усилить дисбаланс между спросом и предложением на рынке. «Ведомости» направили вопросы в министерства и ФАС.

В законопроекте Кутепова остается неясным, кому предъявлять требование по использованию в такси только локализованных машин, отмечает представитель такси «Максим». Он напоминает, что в регионах нет крупных таксопарков – от 98 до 100% перевозок выполняют самозанятые граждане на личных автомобилях, причем для 90% из них работа в такси – это подработка. «Предъявить им требование по использованию для работы только локализованных машин и иными способами ограничивать их означает прекратить их деятельность, оставить население регионов вообще без такси. А других перевозчиков в регионах нет и не будет по экономическим причинам», – подчеркивает собеседник. Представитель «Яндекс. Такси» от комментариев отказался.

Прежним законом о такси (69-ФЗ) регионам позволялось определять общее количество разрешений на перевозку пассажиров в субъекте Федерации, напоминает руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. По его словам, за все время действия нормы ею воспользовалась только Вологодская область, что привело к сокращению количества легковых такси в регионе за год в 3 раза. «Регионы зачастую пользуются ограничительным правом, не просчитывая экономические риски для бизнеса. Предлагаемый механизм без бюджетной поддержки не будет работать вообще», – полагает эксперт.