Таксопарки в 2023 году увеличат втрое закупки новых машин

Но этого все равно недостаточно для обновления парков
Алексей Орлов / Ведомости

Приток новых автомобилей в такси в 2023 г. может втрое превысить показатели прошлого года, когда рынок перестраивался после ухода зарубежных автопроизводителей. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель «Яндекс.Такси». По оценкам компании, потребность отрасли в новых машинах сейчас покрывается примерно на 70%.

«Восстановление обеспечивается благодаря растущей доле российских автомобилей в общем притоке, а также за счет появления китайских машин в более дорогих тарифах (таких как «комфорт», «бизнес» и проч. – «Ведомости»)», – поясняет собеседник. Но обновление парка для эконом-сегмента остается слабым, поскольку для его восполнения не хватает новых доступных седанов, в том числе с автоматической коробкой передач, констатировал он.

Продукция «АвтоВАЗа» составляет основу и почти половину того количества автотехники, которое поступает сейчас в таксопарки, говорит источник «Ведомостей», знакомый с данными агрегатора.

«Яндекс» обычно обращается к автоконцернам и договаривается о квотах на закупку машин, которые затем выкупают лизинговые компании. Они приобретают согласованное количество автомобилей со скидкой за размер партии, после чего предлагают машины вместе с «Яндекс.Такси» таксопаркам – партнерам агрегатора. Такая схема считается выгодной для всех участников цепочки.

В конце 2022 г. агрегатор договорился с автопроизводителями и импортерами о квотах в размере порядка 10 000 автомобилей («Ведомости» писали об этом 27 октября). Общий размер квот для партнеров «Яндекс.Такси» в прошлом году был лишь немногим больше, говорит источник «Ведомостей» в одном из таксопарков. Для сравнения: в предыдущие годы средняя потребность партнеров «Яндекса» составляла 40 000–50 000 новых машин ежегодно.

Общее количество закупленных компанией «Таксити» (партнер «Яндекс.Такси») в 2023 г. машин осталось на уровне прошлого года и составило порядка 500 шт., говорит основатель и владелец организации Феликс Маргарян. Но если в 2022 г. около 300 автомобилей пришлось на иномарки, то в этом их было закуплено лишь 80 шт., остальное составила продукция «АвтоВАЗа», отмечает он.

Изначально «Таксити» планировала поменять в 2023 г. около 800 автомобилей, но в итоге остановится на 500, отмечает Маргарян. Причина, по его словам, в подорожании автотехники и росте стоимости лизинга из-за индексации утильсбора (фиксированный платеж за каждую произведенную или импортированную единицу техники. – «Ведомости») в августе и роста ключевой ставки ЦБ летом – осенью этого года. «Сейчас за 2 млн руб. машину комфорт-класса не купить. Эконом-класса, по сути, нет вообще, скоро в нем, видимо, появится Lada», – говорит он.

Кроме того, качество китайских автомобилей, которыми пользуются таксопарки «Таксити», оставляет желать лучшего, продолжает собеседник. В связи с этим не ясно, что делать с такими машинами по истечении срока их службы в такси, резюмирует он.

Из-за макроэкономических факторов продолжает расти стоимость покупки и владения автомобилями – в этих условиях сложно прогнозировать приток техники в последнем квартале 2023 г., соглашается представитель «Яндекс.Такси». Средневзвешенная цена (с учетом доли рынка) новой легковой машины в России за август 2023 г. составила 3,13 млн руб., следует из данных «Автостата». По итогам прошлого года этот показатель был на уровне 2,38 млн руб.

«При должной норме обновления в 600–700 автомобилей купили всего 200, и то в первой половине года», – говорит руководитель таксопарка Next Taxi Евгений Ермолаев. По его словам, сейчас закупки приостановили, поскольку выросли цены на машины из-за утильсбора, а реальная переплата за трехлетний лизинг составляет 30%. В этом году закупали китайские машины по квотам «Яндекса», но сейчас рассматривается возможность привезти технику самостоятельно по параллельному импорту, добавил он.

Вопрос не в квоте, а в том, что экономика региональных таксопарков в принципе не позволяет покупать новые дорогие автомобили и окупать это приобретение по текущим ценам на поездки, отмечает представитель такси «Максим». Стоимость поездки в такси в регионах до 6 раз меньше, чем в столице, а увеличить ее кратно не позволяет уровень доходов населения, поясняет он.

По словам собеседника, в регионах России от 98 до 100% таксомоторных перевозчиков – это самозанятые водители на личных автомобилях. «Те партнерские таксопарки, которые в последнее время закупали новые автомобили, приобретали в основном Lada Granta и при этом жаловались на рост цен и снижение надежности», – говорит представитель «Максима». Поскольку выбор новых бюджетных машин в России практически отсутствует, перевозчики частично восполняют свой автопарк на вторичном рынке, который не безграничен, отмечает он.

В сентябре производство всех типов автомобилей в России выросло год к году примерно в 1,5 раза «почти до 60 000», к августу 2023 г. – на 5%, сообщил замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов. Представитель министерства отметил, что эти показатели основаны на данных регистраций ЭПТС. Каримов также отметил, что за девять месяцев текущего года «российский рынок новых автомобилей вырос на 49%» год к году более чем до 900 000 шт., а доля отечественных автомобилей – «порядка половины» (цитата по «Интерфаксу»).

По всей России сейчас работает около миллиона легковых такси, из них у 600 000 есть официальное разрешение на работу, а оставшиеся занимаются нелегальным извозом, оценивает руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. При учете, что средний срок службы машины в такси составляет около трех лет (в Москве – четыре года), для нормальной работы таксопарков менять нужно примерно по 200 000 автомобилей в год без учета нелегалов, подсчитал собеседник. «Но их сейчас ни отечественный, ни китайский автопром дать не может», – сокрушается он.

Российский автопром, представленный сейчас в легковом сегменте помимо «АвтоВАЗа» еще «Автотором» и Haval, в ближайшие годы не справится со столь масштабной задачей, соглашается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Таксопаркам, вероятно, придется продлевать сроки службы имеющейся техники и вкладываться в ее ремонт, полагает он. При этом состояние автомобиля такси на пробеге 130 000–140 000 км зачастую схоже с состоянием личной машины, которая проехала 300 000 км, указывает эксперт. Дефицит машин в сложившейся ситуации будет способствовать дальнейшему росту цен на поездки, считает Бургазлиев.