«Яндекс.Еда» займется кейтерингом

Несмотря на то что многие компании в последние годы экономят на корпоративах, этот рынок активно развивается
Евгений Разумный / Ведомости

Сервис «Яндекс Еда» начал развивать новое направление – кейтеринг (банкетное обслуживание). Об этом «Ведомостям» сообщил представитель компании. По его словам, агрегатор уже договорился о партнерстве примерно с 30 игроками этого рынка, среди них «Вкусвилл праздник», GalaBox Catering, «Костис», «Finedine кейтеринг». Представители некоторых из них факт сотрудничества с «Яндекс Едой» подтвердили. Сервисы кейтеринга будут представлены в агрегаторе под собственными брендами, у них можно будет заказать как готовые блюда, так и сопутствующие услуги – например, сервировку стола, клининг, помощь поваров, барменов, официантов, заказ посуды и украшений. Роль «Яндекс Еды» – витрина. На данный момент сервис работает только в Москве и Московской области, но в дальнейшем его планируется развивать и в других городах. Инвестиции в проект не раскрываются.

Рынок кейтеринга активно развивается, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. В 2022 г. оборот данного сегмента вырос на 14,6% год к году до 504 млрд руб. (без учета НДС), по данным «РБК исследований рынков». Положительная динамика была обеспечена в основном ростом цен: по итогам года блюда и напитки в общепите подорожали на 13%. Ожидается, что по итогам этого года рынок прибавит еще 20%. При этом «РБК исследования рынков» отмечает, что многие компании сократили затраты на фуршеты, корпоративы и тимбилдинги, а из-за ухода из России иностранных игроков кейтеринговые операторы стали отмечать сокращение количества масштабных мероприятий.

Сотрудничество с «Яндекс Едой» должно помочь кейтеринговым компаниям с организацией работы по непрофильным для них направлениям, например с доставкой, говорит старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова. Учитывая, что их загрузка в течение года, по ее словам, очень неравномерная, поддерживать собственную курьерскую службу для них дорого и неэффективно. Кроме того, для кейтеринговой компании, как и для ресторана, сотрудничество с агрегатором – это в первую очередь возможность повысить доход и расширить целевую аудиторию с использованием наиболее эффективного, хотя и не самого дешевого канала привлечения новых клиентов, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, в период низкого сезона это сотрудничество позволяет таким игрокам более разумно использовать производственные мощности и персонал и, соответственно, это ведет к повышению их финансовой устойчивости. Кроме того, по словам эксперта, агрегаторы предлагают маркетинговые и рекламные возможности для продвижения на площадке, что также является плюсом для кейтеринговых компаний. С этим согласен и общественный уполномоченный по правам ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов. Он также считает, что такое партнерство, как и в случае с ресторанами, ведет к увеличению оборотов, а это всегда позитивно для бизнеса.

Но есть и минусы. Во-первых, агрегаторы смогут диктовать партнерам свои условия, хотя на начальном этапе они, скорее всего, будут выгодными для привлечения новых игроков, говорит Бурмистров. Во-вторых, по его словам, потребителю на таких сервисах становится проще сравнивать стоимость услуг, клиент становится все более избирательным. Сначала это приводит к снижению цен и, возможно, демпингу, так как конкуренция между кейтеринговыми компаниями усиливается (так, например, было с «Яндекс Такси»), но в перспективе стоимость услуг может вырасти.