МЭА оценило влияние запрета на экспорт нефтепродуктов из России

Доходы от поставок топлива снизились, но вырос экспорт нефти
AFP

Морской экспорт нефтепродуктов из России в октябре 2023 г. сократился примерно на 200 000 барр./сутки по сравнению с сентябрем и составил 2,5 млн барр./сутки на фоне частичного запрета на экспорт топлива. Об этом говорится в ежемесячном обзоре Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованном 14 ноября.

Снижение производства НПЗ в России, а также требование российских властей увеличить отгрузки на внутренний рынок привели к сокращению экспорта топлива и одновременно к росту поставок сырой нефти, отмечает МЭА. В октябре суточный объем морского экспорта нефти вырос на 110 000 барр. в сравнении с предыдущим месяцем и достиг 5,04 млн барр.

Это позволило компенсировать падение экспортных цен и увеличить доходы России от поставок нефти по морю на $280 млн к сентябрю, говорится в отчете. Еще $360 млн составил рост доходов за счет трубопроводных поставок нефти. Общие доходы России от экспорта нефти, по данным МЭА, в октябре составили $12,67 млрд. Доходы от экспорта нефтепродуктов в октябре снизились на $690 млн к предыдущему месяцу и составили $5,67 млрд.

Средневзвешенная экспортная цена на российскую нефть в октябре снизилась на 1,4% по сравнению с сентябрем до $80,66/барр. При этом сократился и дисконт Urals к эталонной марке Brent: в октябре он составил $10,46/барр. (-14% к уровню сентября). МЭА поясняет, что некоторому снижению цен на Urals способствовали санкции минфина США, впервые примененные в отношении судов, перевозивших российскую нефть. Такие санкции были введены 12 октября против двух нефтяных танкеров и их владельцев, зарегистрированных в Турции и ОАЭ. Минфин США заявлял, что ограничительные меры были введены, так как компании пользовались услугами США при перевозке нефти из России, приобретенной дороже ценового потолка в $60/барр. (установлен недружественными странами на российскую нефть и нефтепродукты).

При этом средневзвешенные экспортные цены на премиальные российские нефтепродукты (бензин, дизтопливо и газойль) в октябре этого года снизились на 8,4% к предыдущему месяцу до $89,99/барр., говорится в обзоре МЭА. Еще в сентябре они находились максимально близко к ценовому потолку в $100/барр. – составляли $98,3/барр. Стоимость более дешевых нефтепродуктов (нафта и мазут) также сократилась в октябре на 14% по сравнению с сентябрем до $51,36/барр. (потолок – $45/барр.).

Как Россия запрещала экспорт горючего

Правительство России ввело запрет на вывоз бензина и дизтоплива 21 сентября для борьбы с серыми экспортерами. Эмбарго было смягчено 6 октября: НПЗ разрешили экспортировать топливо по трубопроводам в морские порты при условии, что не менее 50% от объемов производства ушло на внутренний рынок. Кроме того, власти решили вернуть НПЗ выплаты в рамках демпфирующего механизма в полном объеме (с 1 сентября они были сокращены вдвое), а также увеличить нормативы продаж горючего на бирже СПбМТСБ и поднять пошлину на экспорт нефтепродуктов для трейдеров и других «перекупщиков».

Динамика цен на нефтепродукты, как правило, повторяет динамику нефтяных котировок, поэтому в сентябре, когда Brent подорожала до $94/барр. впервые с июля, топливо также достигло пика, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Скачок цен в сентябре этого года был связан со сжатием нефтяного рынка из-за решения Саудовской Аравии продлить снижение добычи нефти на 1 млн барр./сутки до конца года, уточняет он. Но уже к началу октября потенциал такого «осушения рынка нефти», по его словам, был в значительной мере исчерпан, а также был отыгран эффект от запрета экспорта топлива из России.

После начала конфликта на Ближнем Востоке 7 октября стоимость эталонной нефти Brent на бирже ICE перешла к росту. К 19 октября котировки достигли пика в $91/барр. (+5,2% с начала войны в Палестине), а затем снижались вплоть до 8 ноября – на 13,6% до $79,5/барр.). К 14 ноября котировки Brent набрали 5,3% и торговались по $83,76/барр.

В октябре на нефтяные котировки влияло начало конфликта между Израилем и «Хамас», которое сначала привело к росту цен на сырье, а затем к их снижению (когда риск вовлечения в конфликт крупных нефтедобывающих стран снизился), добавляет старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит. Еще одним важным фактором стала обеспокоенность трейдеров возможным сокращением глобального спроса на нефть, особенно со стороны Китая и США, из-за риска рецессии в экономике, добавляет он.

По прогнозу Смита, в IV квартале 2023 г. средняя стоимость Brent будет составлять $85/барр., Urals – $73/барр. На цену российского сорта, по словам руководителя аналитического центра компании «Яков и партнеры» Геннадия Масакова, также будут оказывать влияние планы Еврокомиссии по дополнительным ограничениям сырьевого экспорта из России в рамках очередного пакета санкций.