Казначейство заявило о потерях «Почты России» на 24,5 млрд рублей

Убыточность группы стала следствием управленческих решений, следует из аудита
Собственный офис «Почты России» на Варшавском шоссе простаивает в то время, как компания арендует другое помещение за 1 млрд руб. в год, следует из аудита/ Евгений Разумный / Ведомости

Федеральное казначейство подготовило предварительные итоги аудита «Почты России». По его результатам «предварительный размер негативного влияния на финансовый результат в 2022 г.» был оценен в 24,5 млрд руб., что сопоставимо с убытком группы в 30,4 млрд руб. Предварительные результаты проверки были представлены на совещании комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям 30 ноября. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил участник совещания.

6 октября совет директоров «Почты России» поручил провести независимый аудит расходов компании, сообщали «Ведомости». По результатам проверки были выявлены «внутренние причины убыточности группы, которые стали следствием управленческих решений», говорится в отчете. Эксперты казначейства пришли к выводу, что часть этих решений были «неэффективны».

Недополученная прибыль в результате неэффективной организации розничного бизнеса и невыполнения плана продаж достигла 10,2 млрд руб., указано в документе.

12 млрд руб. из общего показателя «неэффективных расходов» пришлось на управление имущественным блоком, отмечал на заседании комитета Госдумы представитель казначейства, говорит источник «Ведомостей», присутствовавший на мероприятии.

Например, «прошлой командой» (новый гендиректор АО Михаил Волков был назначен 10 января 2023 г., до этого главой компании был бывший вице-премьер Максим Акимов. – «Ведомости») в управлении «Почты» не была обеспечена возможность сдачи объектов в аренду, пересказывает содержание выводов аудиторов собеседник «Ведомостей». Кадастровая оценка имущественного блока, который в течение длительного времени не используется «Почтой», но и не реализован и не сдан в аренду, составила, по данным казначейства, 10,5 млрд руб. Помимо того, компания арендовала офисный комплекс при фактическом простое с 2021 г. старой штаб-квартиры головного офиса группы на Варшавском шоссе, следует из предварительного отчета казначейства.

По словам собеседника «Ведомостей», присутствовавшего на совещании, представитель казначейства, комментируя предварительные итоги проверки, уточнил, что речь идет об офисе штаб-квартиры «Почты России» в районе ст. м. «ЦСКА». Аренда этих 35 000 кв. м обходится АО в 1 млрд руб. в год. Как указано в проекте результатов аудита, у «Почты России» есть ее собственная штаб-квартира в Москве на Варшавском шоссе аналогичной площади – 39 000 кв. м. Поэтому казначейство, продолжает источник «Ведомостей», предложило либо ускорить реализацию штаб-квартиры на Варшавском шоссе, либо отремонтировать и возобновить ее использование «Почтой».

По словам собеседника газеты, на эти данные жестко отреагировал присутствовавший на заседании глава комитета по информтехнологиям Госдумы, член совета директоров «Почты» Александр Хинштейн, назвавший такие затраты «хамством».

Хинштейн подтвердил информацию о своем участии в заседании и представленную предварительную версию аудита казначейства, в которой содержалась оценка в 24,5 млрд руб. «Но это была не оценка убытков от неэффективного управления "Почтой России", а оценка недополученной прибыли оператора», – отметил Хинштейн. «Недополученная прибыль не связана с санкциями и международной ситуацией, а именно с «неэффективным» использованием имущества. Санкции и международная ситуация – повлияли как раз на прямые убытки», – отметил он.

Также Хинштейн подтвердил, что в отчете казначейства содержалась оценка убытков от не сданных в аренду неиспользуемых зданиях «Почты», но она формировалась из их кадастровой стоимости без учета их состояния и статуса. В качестве примера таких зданий он привел почтампты в Москве и Санкт-Петербурге: они находятся в центре города и имеют статус памятников архитектуры. Их кадастровая стоимость будет высока, но из-за статуса памятников и аварийности за эти деньги их не сдать, отметил Хинштейн.

Среди других причин накопленного убытка группы казначейство отметило недополученный доход в результате ненадлежащей работы IT-систем группы, необоснованную рентабельность закупок, убыточные проекты, в том числе установку постаматов. Выявлены также рост фонда оплаты труда (ФОТ) аппарата управления на 13% и дочерних компаний группы на 186% при наличии дублирования управленческих функций, а также убыток от участия в АО «Национальные логистические технологии» и строительство для нужд «Почты» 10 логистических центров общей стоимостью 21,9 млрд руб.

Участники заседания в Госдуме пытались понять, из чего именно складывается цифра более чем в 24 млрд руб. убытков и почему до 2022 г. «Почта» имела вместо убытков прибыль, говорит источник «Ведомостей».

Волков на заседании пояснял, что причиной таких убытков стала совокупность факторов. Повышение ФОТа сотрудников, по словам Волкова, привело к появлению убытка в 13 млрд руб., говорит собеседник издания. Еще 10 млрд руб. убытка дали санкции и внешнеэкономические факторы, остальное – долговая нагрузка и др.

Также, по словам источника «Ведомостей», Волков отмечал сложности с обслуживанием долга, который к концу 2023 г. превысил 130 млрд руб. С учетом лизинга и кредитов это расходы в 15 млрд руб. в год, отметил на заседании гендиректор «Почты».

По результатам проверки казначейство предложило установить внешний контроль за реализацией плана финансового оздоровления до 2025 г. и провести его корректировку. Теперь результаты аудита, рассказал Волков на заседании, должны более предметно обсудить на заседании совета директоров.

Поручая провести аудит, совет директоров компании рассчитывал по итогам проверки получить различные меры поддержки, в том числе докапитализацию компании на 117 млрд руб., рефинансирование долга за счет средств ФНБ под 3,5%, введение инфраструктурного платежа с маркетплейсов в размере 0,5% и др. 16 ноября на заседании правительства премьер Михаил Мишустин отверг идею платежа с маркетплейсов, сообщал РБК со ссылкой на источники. В качестве альтернативы на том же заседании было предложено переложить обслуживание долга «Почты» на ФНБ, писали «Ведомости» 30 ноября. Но обслуживание долга юридических лиц не является функцией ФНБ, ранее объяснял «Ведомостям» инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

«Почта России» традиционно была низкорентабельной, это планово убыточное предприятие», – отмечает директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, задача «Почты» состоит в ее социальной функции, она не является предприятием, которое формирует экономику страны. «У государства есть два варианта: либо разрешить «Почте» повысить тарифы доставки, либо субсидировать ее деятельность. Исходя из этого «Почта России», скорее всего, получит государственные дотации на покрытие убытков и продолжит свою деятельность», – резюмировал Остапкович.

«Ведомости» направили запросы в «Почту России», Минцифры и правительство.