«Магнит» планирует открыть сеть «супер маленьких» магазинов

Такой формат эксперты называют наиболее экономически выгодным
Андрей Гордеев / Ведомости

«Магнит» начал тестировать формат мини-маркетов «у дома», площадь таких точек составляет 80–100 кв. м, тогда как обычные магазины занимают 300–350 кв. м. Об этом «Ведомостям» рассказали два консультанта, работавшие с ритейлером. Эту информацию подтвердил источник, близкий к самому «Магниту». По его словам, компания уже открыла три таких магазина в Москве и Московской области под названием «Магнит рядом». Основное преимущество такого формата – возможность работать там, где недостаточно места для стандартных точек, но при этом есть высокий спрос, то есть в основном в спальных районах. В следующем году компания примет решение, в какой конфигурации и с каким ассортиментом стоит развивать этот проект, говорит собеседник «Ведомостей». Представитель «Магнита» на официальный запрос не ответил. 

Ассортимент торговых точек «Магнит рядом» будет насчитывать 1300–1600 наименований, из которых около трети – бакалея (крупы, макароны, соусы и др.), напитки, чай и кофе, сладости, замороженные полуфабрикаты. В категории алкогольной продукции будут представлены эксклюзивные позиции, чтобы привлечь клиентов специализированной розницы. Кроме того, ассортимент будет включать хлеб, молочную и мясную продукцию, свежие фрукты и овощи в упаковках, а также непродовольственные товары повседневного спроса и корма для домашних животных. 

Сейчас магазины подобного формата есть, к примеру, у сети «Красное и Белое», они давно превратились из алкомаркетов в полноценные продуктовый точки, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но, по его словам, успех этого ритейлера повторить будет не просто, так как у них очень выверенный ассортимент в алкоголе. «Магнит рядом» при этой все равно выглядит перспективно за счет того, что магазины сети смогут закрыть большинство продуктовых позиций,  включая кулинарию, говорит эксперт. 

X5 Group тоже заинтересован в работе с данным форматом по модели франшизы для маленьких магазинов, говорил ранее директор по стратегии и развитию бизнеса этого ритейлера Владимир Салахутдинов. По его словам, сегмент маленьких магазинов, площадью от 90 до 150 кв. м, пока остается вне поля присутствия группы, а аналитики чаще относят его к несетевой рознице и оценивают его емкость в 1,5–2 трлн руб. 

«Вкусвилл» открыл первые «Вкусвилл Мини» в начале января 2023 г. Точки площадью 60–80 кв. м имеют специализированный ассортимент под спрос жителей района – от молочной продукции до бытовой химии, говорит представитель сети. На данный момент запущено уже 188 магазинов «Вкусвилл Мини», добавил он.

Конкуренция за площади для магазинов «у дома» от 200 кв. м сейчас очень острая, в связи с чем арендные ставки растут, а экономика ухудшается, указывает Бурмистров. Тогда как формат маленьких магазинов более доступен и при этом он может обеспечить беспрецедентно высокую плотность продаж. Например, у «Красного и Белого» выручка с 1 кв. м составляет 830 000 руб. без НДС в год (более 65 млн руб. за один объект), говорит он, в то время как у мягких дискаунтеров этот показатель, как правило, не превышает 350 000 руб.