МЭА пророчит снижение добычи угля в России к 2026 году

Это произойдет на фоне падения спроса на морские поставки топлива за рубеж
Алексей Орлов / Ведомости

Добыча угля в России к 2026 г. может снизиться на 3,9% по сравнению с уровнем 2023 г. и составить 439 млн т. Такой прогноз дает Международное энергетическое агентство (МЭА; структура ОЭСР, в которую входят в основном недружественные России страны) в своем ежегодном докладе, опубликованном 15 декабря.

Аналитики МЭА отмечают, что после начала СВО на Украине в 2022 г. объемы добычи угля в России сместились из центральной и западной части страны на восток, ближе к новому основному импортеру топлива – Китаю. Агентство прогнозирует, что к 2026 г. добыча угля в центральной части РФ сократится, при этом производственные площадки на востоке будут, напротив, наращивать производство, укрепляя связи с КНР. Но вслед за снижением мирового спроса на морской импорт твердого топлива в ближайшие три года снизится и российский экспорт, а также добыча угля в стране, полагают в МЭА.

После начала СВО Евросоюз ввел запрет на импорт угля из России, который вступил в силу 10 августа 2022 г. Российские компании начали перенаправлять экспорт угля в Азию. В целом им это удалось: экспорт в 2022 г., по данным Минэнерго, снизился лишь на 1% к предыдущему году до 221,2 млн т, а добыча угля выросла на 0,3% до 443,6 млн т. Данные Росстата несколько отличаются – по его подсчетам, объем добычи вырос год к году на 0,4% до 437 млн т.

Оценки МЭА близки к данным Минэнерго России: в 2022 г. производство угля в России составило 444 млн т (+0,3% год к году). В докладе поясняется, что антироссийские санкции, а также «узкие места» на сети железных дорог при отправке грузов в восточном направлении помешали нарастить добычу, чтобы «извлечь выгоду из высокого мирового спроса и цен на уголь». В этом году МЭА ожидает роста показателя добычи на 2,9% по сравнению с 2022 г. до 457 млн т.

«Решение о введении экспортной пошлины на уголь с октября 2023 г. (в РФ до конца 2024 г. введены гибкие экспортные пошлины на ряд товаров с привязкой к курсу рубля. – «Ведомости»), вероятно, окажет давление на экспорт и производство. Кроме того, реорганизация цепочек поставок с перемещением на восток все еще может привести к перебоям в производстве; в течение 2023 г. железнодорожные поставки на западные и южные экспортные терминалы были ограничены. Но в целом интерес Китая к российскому углю, вероятно, поддержал российское производство, особенно на востоке», – поясняет МЭА. По его данным, в 2023 г. на КНР пришлось около 50% российского экспорта угля, тогда как в 2021 г. – менее 25%. В середине декабря российский вице-премьер Александр Новак анонсировал рекордные поставки угля в Китай по итогам 2023 г. – более 100 млн т.

По данным Росстата, за 10 месяцев 2023 г. производство всех видов угля (металлургического и энергетического) выросло на 0,7% к аналогичному периоду 2022 г. до 353 млн т. Показатель октября в 38 млн т стал максимальным в 2023 г. («Ведомости» писали об этом 29 ноября). Добыча коксующегося (металлургического) угля составила в январе – октябре 84,3 млн т (-3,6%). Минэнерго ожидает, что объемы добычи и экспорта угля в РФ в 2023 г. сохранятся «примерно на уровне 2022 г.», говорил замминистра энергетики Сергей Мочальников в середине ноября.

При снятии ограничений со стороны железнодорожной инфраструктуры добыча угля в России может вырасти к 2030 г. более чем на 20% в сравнении с 2022 г. до 525–526 млн т, прогнозировал ранее Институт проблем естественных монополий («Ведомости» писали об этом 8 декабря). Сейчас именно состояние сети железных дорог не позволяет так интенсивно наращивать добычу из-за невозможности вывозить такой объем угля на экспорт.

В программе развития угольной промышленности до 2035 г., утвержденной правительством России в июне 2020 г., заложено увеличение добычи угля в стране к 2030 г. до 476 млн т (в базовом сценарии) или до 659 млн т (в оптимистичном).

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и крупнейшие угольные компании.

В физических объемах большая часть добычи и экспорта угля приходится на энергоуголь, использующийся электростанциями. По данным ЦДУ ТЭК, в первом полугодии 2023 г. энергетический уголь занимал 75% в добыче (162,1 млн т), в структуре экспорта – 85% (86,9 млн т), уточнил эксперт Института развития технологий (ИРТ) ТЭК Кирилл Родионов. Доля металлургического угля в добыче, по его словам, составила 25% (54,9 млн т), в экспорте – 15% (15,8 млн т).

Одним из ключевых рисков для экспорта российского энергоугля Родионов считает падение цен. В этом случае маржинальность поставок топлива морским транспортом резко снижается, отмечает эксперт. По данным биржи ICE, январский фьючерс на энергетический уголь на базисе FOB («с погрузкой на судно») в австралийском Ньюкасле в середине декабря составлял $144/т, тогда как в начале года – $270/т (снижение в 1,9 раза). При этом январский фьючерс на австралийский коксующийся уголь, по данным Сингапурской биржи, торгуется на отметке $324/т против $255/т в январе (+27%).

После введения эмбарго ЕС средняя дальность морской перевозки угля из России выросла более чем вдвое и составила 6500 км, а удельная стоимость транспортировки – более чем втрое до $37,3/т на маршруте Мурманск – Мундра (Индия), добавляет Родионов. На фоне роста логистических издержек, а также снижения цен на уголь и падения маржинальности экспорта, скорее всего, в 2024 г. перевалка топлива в портах Северо-Запада будет сокращаться, что отразится на общей динамике поставок за рубеж, считает эксперт.

Также на объем морского экспорта угля будут влиять западные санкции, затрудняющие эксплуатацию морского транспорта и препятствующие грузоперевозкам из России по ряду маршрутов, добавляет аналитик ФГ «Финам» Елена Юшкова. В этом случае уровень добычи угля действительно может сократиться, так как внутреннее потребление расти не будет. «Основным топливом для российских электростанций является газ, а не уголь, причем в связи со снижением экспорта газа в Европу все излишки пойдут на внутренний рынок, не оставляя для угля перспектив по расширению его использования», – полагает Юшкова.