Три аэропорта Москвы вынужденно приостанавливали работу из-за плана «ковер»

За это время перенесено 38 рейсов, 16 бортов ушло на запасной аэродром
Максим Стулов / Ведомости

Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК по ОрВД, подконтрольна Росавиации) 19 декабря минимум на полчаса закрыла три столичных аэропорта – «Домодедово», «Внуково» и «Жуковский». Об остановке полетов по «независящим от аэропортов причинам» сообщили пресс-службы воздушных гаваней. Прибывающие авиарейсы были перенаправлены в «Шереметьево».

По информации двух источников «Ведомостей» в столичных аэропортах, воздушные гавани были закрыты из-за введения плана «Ковер» – работы ПВО на территории Московской области. Один из собеседников отметил, что аэропорты приостановили работу из-за риска столкновения самолетов с БПЛА. Позднее мэр Москвы Сергей Собянин в своем Telegram-канале сообщил, что российские силы ПВО отразили атаку беспилотника в Одинцовском городском округе Подмосковья. Утром 19 декабря Минобороны также заявило о двух украинских беспилотниках самолетного типа, сбитых средствами ПВО в Брянской области.

«По независящим от аэропорта причинам во "Внуково" с 11:54 мск были введены временные ограничения на прием и выпуск воздушных судов (ВС). По согласованию с РЦ ОрВД с 12:20 мск "Внуково" работал на прием ВС, а с 13:30 – на их прием и вылет. На данный момент аэропорт работает в штатном режиме», – сказали в пресс-службе «Внуково». В пресс-службе «Домодедово» рассказали, что за время закрытия аэропорта на запасной аэродром были отправлены 13 ВС. «По решению ГК по ОрВД для обеспечения дополнительных мер безопасности полетов в "Домодедово" были введены временные ограничения на прием и вылет ВС. В период действия подобных ограничений суда могут быть перенаправлены на запасные аэродромы или продолжить выполнение полета в зоне ожидания», – добавил представитель «Домодедово».

В пресс-службе аэропорта «Жуковский» подтвердили приостановку с 11 до 14 часов, отметив, что она не повлияла на работу, так как совпала по времени с дневным перерывом в расписании.

В пресс-службе «Шереметьево» заявили, что аэропорт весь день «работал в штатном режиме и принимал самолеты, летевшие в Москву, в качестве запасного аэродрома».

Для обеспечения безопасности полетов ограничения в «Домодедово» вводились с 11:33 до 14:00, во «Внуково» – с 11:50 до 14:00 по московскому времени, после чего были сняты, уточнил представитель Росавиации. «Из-за ограничения использования воздушного пространства на запасные аэродромы ушло 16 ВС, следовавших в московские аэропорты. На вылет суммарно было задержано 38 рейсов», – сказал официальный представитель ведомства. Он подчеркнул, что экипажи воздушных судов, авиадиспетчеры и наземные службы аэропортов «принимали все необходимые меры для обеспечения безопасности полетов».

Московские аэропорты с лета 2023 г., когда активизировались атаки украинских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на столичный регион, неоднократно вводили различные ограничения. Но это происходило, как правило, вечером или ночью.

«Ведомости» запросили аэропорт «Жуковский», ГК по ОрВД, а также авиакомпании «Россия», «Победа», S7, «Уральские авиалинии», Red Wings, летающие в аэропорты, где сегодня вводились ограничения.

При этом источники «Ведомостей» отмечают, что внеплановые закрытия аэропортов сильнее сказываются на авиакомпаниях, чем на самих воздушных гаванях. По словам собеседника в одной из небольших авиакомпаний, в случае ухода среднемагистрального Boeing 737, который долетел до Москвы, но был отправлен на запасной аэродром в Нижний Новгород, внеплановые расходы могут составить около 1 млн руб. При сдвижке времени вылета рейса, когда борт еще находится на земле, расходы перевозчика на обслуживание пассажиров могут составить несколько сотен тысяч рублей. Для авиакомпаний, которые базируются в закрывающихся московских аэропортах, внеплановые расходы возрастают многократно из-за наличия стыковок и переноса сразу нескольких рейсов, уверяет собеседник.

Источник «Ведомостей» в другой авиакомпании отмечает, что в целом авиакомпании закладывают такие риски в цену билета, поэтому по итогам года такие ограничения не оказывают существенного влияния на экономику перевозчиков.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что количество закрытий московских аэропортов в связи с риском атак беспилотников не превышает число закрытий по погодным условиям, поэтому этот фактор «не меняет правила игры» на рынке. «Некоторые зарубежные авиакомпании рассматривали возможность перевода международных рейсов из Москвы в другие города [на фоне рисков из-за атак БПЛА]. Но этого так и не произошло», – подчеркивает он. Эксперт напомнил, что Turkmenistan Airlines на несколько месяцев даже полностью прекращала полеты в «Домодедово», но некоторое время назад снова возобновила их.

Главный редактор Avia.ru Роман Гусаров говорит, что авиакомпании всегда стараются «по максимуму заложить все риски в тариф» – это могут быть риски колебаний курса валют, роста цен на авиакеросин, недопродажи авиабилетов. Риски «размазаны» по году, но не всегда можно предусмотреть их все и правильно спрогнозировать убытки, добавляет эксперт. В период низкого спроса, по его словам, цена на авиаперевозку может быть ниже уровня себестоимости, что также осложняет общую окупаемость операционной работы авиакомпании.