Россияне нашли замену американским Amazon и eBay

Трафик на площадках для заказа товаров из Европы и США вырос до восьми раз
Ведомости

Число обращений россиян к аналогам Amazon и eBay, позволяющим заказывать товары из Европы и США, с начала 2022 г. выросло в 8 раз. Об этом говорится в статистике сотового оператора Tele2, с которой ознакомились «Ведомости». Доля абонентов оператора, обращавшихся к подобным сайтам, увеличилась с 0,3% в начале 2022 г. до 2,4% в конце 2023 г. Интерес пользователей мобильного интернета к сервисам доставки товаров из других стран подтверждается данными МТС и поисковой статистикой в «Яндексе» и Google.

Tele2 анализировала трафик россиян на площадках «Бандеролька», «Почта Global», CDEK.Shopping, Brandly, Evrozakaz, LiteMF, Shipito, Shipshopamerica, Shopfans, Shopotam, Usmall. «Ведомости» направили запросы указанным сайтам. В топ-3 сервисов по количеству пользователей в месяц (MAU), по данным оператора на конец 2023 г., вошли CDEK.Shopping, Usmall и LiteMF.​​

К концу 2022 г. по сравнению с началом число пользователей ресурсов увеличилось на 84%, следует из статистики Tele2. Кратный рост аудитории начался с весны 2023 г.: в марте год к году она выросла в 6 раз.

Тенденцию подтвердил и представитель оператора МТС. Мобильный интернет-трафик в сервисах Usmall и Evrozakaz вырос на 72% по сравнению с началом 2022 г., сообщил он.

Количество пользовательских запросов по фразе Usmall с января 2022 г. к декабрю 2023 г. утроилось – с 9386 до 34 300, следует из данных сервиса «Яндекс вордстат». Пик пришелся на ноябрь 2023 г., когда интерес взлетел до 65 235 запросов к платформе в месяц. Согласно статистике Google Trends, пик таких запросов пришелся на период с 28 мая по 3 июня 2023 г.

Абсолютные цифры по всем платформам Tele2 не раскрывает. Но трафик самого крупного сервиса CDEK.Shopping вырос с 36 000 MAU в мае 2022 г. (с момента открытия площадки логистическим оператором СДЭК) до 642 000 MAU в конце 2023 г., уточнил представитель Tele2. CDEK.Shopping спустя год работы заработал 3,5 млрд руб., поделился статистикой генеральный директор сервиса Дмитрий Пивоваров. Только в 2023 г. CDEK.Shopping доставил более 150 000 посылок.

В 2023 г. количество отправлений через сервис «Почта Global» увеличилось в 3,7 раза по сравнению с запуском в июле 2022 г., заявил его представитель, не раскрывая абсолютных цифр. По его словам, на рост покупок товаров в 2023 г. повлияло то, что вышел ряд высокотехнологичных новинок.

Интерес россиян связан с увеличением количества предложений на площадках в категориях товаров и брендах, объясняет Пивоваров. Например, в начале 2023 г. на CDEK.Shopping было представлено около 92 000 предложений из различных иностранных площадок, но уже к декабрю количество карточек товаров (вариантов заявок на выкуп) на витрине выросло почти в 30 раз. В течение 2023 г. на витрину CDEK.Shopping добавили товары с Poizon, Zara Home, H&M Home, Stradivarius, Paul Smith, LC Waikiki, Decathlon, Macy’s, Fashion Nova, перечислил он.

К тому же CDEK.Shopping запустил доставку в Россию топовых новинок электроники: iPhone 15, Macbook Pro, iMac, Steam Deck OLED, PS 5 Slim, PS Portal и др. Сейчас на СDEK.Shopping доступно более 3 млн предложений от более 24 500 брендов. Также для тех пользователей, кто хочет заказать организацию выкупа особого товара, не представленного на витрине CDEK.Shopping, например коллекционных гитар, лимитированных изданий книг, кастомных кроссовок, в сервисе появилась услуга «Заявка на выкуп» для доставки различных товаров из-за рубежа. За год количество заказов из нового раздела выросло в 13 раз и оборот за 2023 г. составил более 101 млн руб., указал Пивоваров.

Трафик на указанных платформах вполне объясним, полагает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. Ведь сейчас многие товары из ЕС и США не купить, а поездка в эти страны доступна не всем. Поэтому, по словам эксперта, выходом является заказ на доступных площадках, которые на слуху, но их узнаваемость далека от глобальных маркетплейсов. После того как иностранные маркетплейсы прекратили отправлять посылки напрямую, возник естественный интерес к новым платформам, которые позволяют в обход ограничений покупать товары из Европы и США, согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Но трафик на перечисленных платформах пока несопоставим с тем, который был на платформах типа Amazon и eBay в России до СВО, считает эксперт. Объемы продаж на доступных в России площадках в 2023 г. упали в 6–7 раз по сравнению с показателями маркетплейсов США и Западной Европы в конце 2021 г., оценивает Бурмистров. Основными игроками, по его словам, сейчас являются CDEK.Shopping и «Почта Global», на которые приходится 90% покупок россиян на маркетплейсах Европы и США, указывает он.

За последние три года топ стран западного направления для ввоза продукции в Россию остался неизменным: США, Турция и Италия, отмечает директор по международным перевозкам и таможенным операциям DPD в России Денис Малахов. К тому же если ранее компания видела устойчивый рост количества доставок из этих стран, то с 2022 г. наблюдается обратная тенденция, указывает специалист. В то же время DPD фиксирует всплеск роста спроса на ввоз товаров из Китая, Белоруссии и Казахстана в 5 раз за последний год, что связано с перераспределением логистических цепочек и поставщиков товаров из-за рубежа, заключил Малахов.