Европе прочат рост цен на нефтепродукты из-за конфликта в Красном море

Сейчас рынок еще недооценивает возможные риски
Amr Abdallah Dalsh / Reuters

Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает роста цен на нефтепродукты в Европе на фоне обострения конфликта в Йемене между коалицией во главе с США и проиранским движением «Ансар Аллах» (хуситы). Об этом говорится в ежемесячном обзоре нефтяного рынка агентства, опубликованном 18 января.

Организация указывает, что атаки хуситов в Красном море существенно влияют на поставки нефти и нефтепродуктов в регионе. По данным МЭА, многие грузоотправители уже избегают доставки через Красное море и Суэцкий канал и перенаправляют их на альтернативный маршрут вдоль мыса Доброй Надежды (ЮАР), т. е. вокруг Африки. Это увеличивает время доставки на две недели, отмечает организация. Помимо удлинения сроков доставки и возникновения узких мест в цепочке поставок изменение маршрутов приводит к росту затрат на фрахт и усилению инфляции, отмечается в обзоре.

По данным МЭА, в 2023 г. через Красное море и Суэцкий канал поставлялось около 7,2 млн барр. нефти и нефтепродуктов в сутки (около 10% от общего объема морской торговли).

По оценке старшего аналитика «БКС мир инвестиций» Рональда Смита, продолжительность маршрута загруженного танкера с Ближнего Востока в порт Роттердама (крупный европейский хаб в Нидерландах) вокруг мыса Доброй Надежды может достигать 53 дней по сравнению с 29 днями через Суэцкий канал. То есть срок доставки вырастет более чем на 80%. Это значительно увеличит стоимость доставки и повысит цены на нефтепродукты, уверен аналитик. По оценке старшего аналитика Альфа-банка Никиты Блохина, срок доставки возрастает не так значительно – в среднем на 10–12 дней.

Несмотря на обострение конфликта, в Красное море продолжают поступать значительные объемы нефти, говорится в докладе. Но о прекращении транзита через Красное море объявил ряд судоходных компаний (Stena Bulk, Hafnia, Torm и Euronav). Из нефтяных компаний поставки уже приостановили Shell, BP и Equinor. При сохранении текущей тенденции, по прогнозам МЭА, к концу января транзит нефти и нефтепродуктов через Суэцкий канал может сократиться почти на две трети.

Наиболее сильное негативное влияние нестабильность в регионе оказывает на поставки нефти с Ближнего Востока в Атлантический регион, а также на доставку нефтепродуктов в Европу с Ближнего Востока и из Индии. Также вооруженный конфликт влияет на поставки российской нефти в Азию. «Рынки Средиземноморья могут серьезно пострадать из-за увеличения задержек поставок», – говорится в обзоре.

В докладе отмечается, что в 2023  г. через Суэцкий канал на запад поставлялось примерно 1,1 млн барр./сутки, что составляет 3% мировой морской торговли нефтью. Большая часть этих объемов поступала с Ближнего Востока и предназначалось для Европы, небольшие объемы шли в Америку. Также в прошлом году через Суэцкий канал в Средиземноморье в среднем поставлялось около 1,8 млн барр./сутки нефтепродуктов (в основном с Ближнего Востока). Нефтетанкеры направлялись преимущественно в Европу и Америку, небольшая часть – в Африку.

МЭА поясняет, что из-за нарушения экспортных потоков в Европе в первую очередь подорожает импорт дизельного топлива и авиакеросина. Прогнозные цифры агентство не приводит. По данным Европейского статистического агентства (Eurostat), цены на дизтопливо в ЕС за неделю с 8 по 15 января не изменились. 15 января (последние доступные данные) средняя цена 1 л бензина составляла 1,63 евро.

Что происходит в Красном море

С 19 декабря 2023 г. США совместно с рядом других стран, включая Великобританию, Канаду и Францию, проводят операцию «Страж процветания» для обеспечения свободы судоходства в Красном море. Она началась после нападений хуситов на гражданские суда в Красном море. Группировка с ноября 2023 г. атаковала связанные с Израилем или идущие в эту страну суда из солидарности с движением «Хамас» в секторе Газа. 12 января США и Великобритания при поддержке Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов начали военную операцию против хуситов. Пресс-служба ВВС США сообщила, что участники операции атаковали более 60 целей на 16 объектах, в том числе склады боеприпасов и пусковые установки. В последующие дни были нанесены новые удары.

Смит отмечает, что на поставки через Суэцкий канал в Средиземноморье приходятся 4% мировой торговли нефтью и нефтепродуктами. По его мнению, сбои в поставках таких объемов могут оказать значительное влияние на рынок, «который и без того испытывает давление из-за попыток Европы полностью отказаться от российской нефти и продуктов ее переработки». Блохин считает, что рынок сейчас не учитывает в должной мере риски, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке. Но разрастание вооруженного конфликта, по его расчетам, ставит под угрозу поставки в Европу нефти и нефтепродуктов в объеме 2,2 млн барр./сутки.

Смит считает, что существенного роста цен на нефть и нефтепродукты, особенно в Европе, можно ожидать только в том случае, если мировой танкерный флот не сможет обеспечить необходимый объем транспортировки сырья и топлива вокруг Африки.

В начале ноября агентство Fitch прогнозировало, что в случае нарушения поставок нефти с Ближнего Востока из-за конфликта Израиля и сектора Газа средняя стоимость нефти Brent в 2024 г. может составить $120/барр. Но из-за снижения рисков вовлечения в конфликт нефтедобывающих стран Ближнего Востока (например, Ирана) цены на нефть заметно снизились и 12 декабря достигли дна в $73,5/барр.

12 января на фоне ударов США и Великобритании по городам Йемена, которые контролируют хуситы, цена на Brent превысила $80/барр. Затем котировки несколько снизились: 18 января мартовские фьючерсы Brent торговались по $78,3/барр., свидетельствуют данные биржи ICE.

По мнению аналитика ФГ «Финам» Николая Дудченко, в ближайшее время цены на нефть на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке могут достичь $82/барр. По оценке «Альфа-капитала», справедливая цена на нефть сейчас составляет более $82/барр. (+5% к текущему уровню). В случае прямых факторов риска (например, попадания ракет в танкеры) эмоциональная реакция рынка может вызвать рост котировок более 15%, считает Блохин.

Дудченко полагает, что в случае увеличения мировых цен на нефть возможен рост интереса к российским сортам, что может снизить размер дисконта в их цене к мировым бенчмаркам. На фоне ситуации на Ближнем Востоке Россия может увеличить поставки нефти и нефтепродуктов в ближайшие дружественные страны, т. е. в Турцию и Северную Африку, считает Смит. Блохин также допускает такую возможность. Потенциал роста, по его словам, будет напрямую зависеть от развития конфликта на Ближнем Востоке.