Производство дорожной техники в России в 2023 году выросло на 19%

Темпы роста выпуска снижаются последние полгода из-за массовых китайских поставок
Сергей Булкин / NEWS.ru / TACC

Выпуск отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) в 2023 г. вырос на 19% в денежном выражении до 90 млрд руб. Такие сведения приводятся в статистике ассоциации «Росспецмаш», которая есть у «Ведомостей». Ассоциация собирает данные компаний, производящих 80% всей ДСТ в России.

«Росспецмаш» ведет статистику поквартально. За девять месяцев минувшего года выпуск техники вырос на 22% до 65,2 млрд руб., за первое полугодие – на 31% до 44 млрд руб. В I квартале темпы роста составили 30%, а объем достиг 19,9 млрд руб. Таким образом, темпы роста замедляются уже полгода.

Из общего объема ДСТ на внутренний рынок в прошлом году было отгружено продукции на 84 млрд руб., что на 15% выше показателя 2022 г.

В количественном выражении за прошлый год поставки отечественных кранов-трубоукладчиков выросли в 2 раза, экскаваторов-погрузчиков – на 63%, кранов-манипуляторов – на 35%, экскаваторов – на 29%, дорожных катков – на 21%, мини-погрузчиков – на 12,5%, отмечает «Росспецмаш». При этом отгрузки телескопических погрузчиков снизились на 34%, гусеничных бульдозеров – на 17%, автогрейдеров – на 12%, фронтальных погрузчиков – на 6%, автокранов – на 5%. Абсолютные данные ассоциация не приводит.

Традиционно одной из главных проблем отрасли машиностроители называют «агрессивный импорт». По оценке «Росспецмаша», в 2023 г. он вырос сразу на 58% и превысил 440 млрд руб. – это почти в 5 раз больше выпуска российской ДСТ. Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. В этих сегментах доля зарубежной техники составляет 65–94%.

«За счет более выгодных условий производства, например, в Китае, а также всесторонней господдержки иностранные производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую их уровень находится на грани рентабельности или даже за этой гранью», – отмечает ассоциация. Издержки отечественных заводов также связаны с высокой стоимостью металла, ростом кредитных ставок на фоне увеличения ключевой ставки ЦБ и отсутствием производства ряда ключевых компонентов для техники, перечисляет «Росспецмаш» в статистике.

Для дальнейшего развития производства ДСТ в России необходимо защищать местный рынок, считают в машиностроительной ассоциации. В частности, импортная техника должна попадать в продажу только после проведения комплекса испытаний согласно техническим регламентам. Сейчас техническое регулирование носит декларативный характер, нет требований к обязательному проведению испытаний образцов техники, уточняет представитель ассоциации.

Руководитель проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский считает такое предложение «логичным», поскольку сейчас через Казахстан и Киргизию можно ввезти практически любую, в том числе непроверенную и несертифицированную, технику. По его словам, для проведения испытаний необходимо сначала унифицировать требования ко всей ДСТ, а это долгий и сложный процесс.

Снижение темпов роста отечественного производства такой техники эксперт обосновывает повышением стоимости заемного финансирования, постепенным торможением жилищного строительства и более высокой базой прошлого года.

Рост производства в деньгах вызван удорожанием комплектующих – роста в штуках выпущенной техники практически нет, говорит гендиректор профильной ассоциации «Спецавтопром» (входит более 80 предприятий, выпускающих самоходную, специальную технику и ДСТ) Денис Кудрявцев. По отдельным заводам наблюдается даже снижение производства из-за агрессивного импорта со стороны КНР, отмечает он.

«Например, приходит клиент [и говорит]: «Мне нужно 50 единиц и вчера». У нас так промышленность не работает, поэтому идут и покупают китайское. Но Китай де-факто уже завоевал наш рынок, и цены высокие. Это не нравится клиентам», – рассказывает Кудрявцев.

Он сомневается, что в наступившем 2024 году может произойти существенный рост производства отечественной ДСТ. С одной стороны, анонсировано большое количество крупных инфраструктурных строек, но пока они существуют лишь на бумаге, основной упор государство, скорее всего, вновь сделает на жилищное строительство, рассуждает он. По словам Кудрявцева, этот сектор хорошо поддержал выпуск техники в 2023 г. Он полагает, что производство и продажи ДСТ в 2024 г. останутся стабильными по сравнению с 2023 г.