Специализированные маркетплейсы в 2023 году увеличили оборот почти на треть

Но такие площадки уступают по темпам развития многопрофильным онлайн-ритейлерам, таким как Ozon и Wildberries
Максим Стулов / Ведомости

Общий оборот нишевых (узкоспециализированных) маркетплейсов по итогам 2023 г. достиг 591 млрд руб., подсчитали аналитические компании Data Insight и Tinkoff eCommerce в совместном исследовании. По их данным, это на 27% превышает показатели 2022 г. (466 млрд руб.). Нишевый маркетплейс – это маркетплейс, ассортимент которого относится к одной или нескольким смежным категориям или ориентирован на ограниченную аудиторию покупателей, имеющих схожий запрос. Всего в России их более сотни, среди них – Lamoda, «Детский мир», «М.видео», «Леруа Мерлен» (эти торговые компании пригласили на свои онлайн-площадки внешних продавцов – для расширения ассортимента). Больше половины оборота нишевых маркетплейсов принесли агрегаторы доставки продуктов, еще 22% – Lamoda, остальное пришлось на других игроков («Детский мир», «М.видео» и проч.), сказано в исследовании. Там же говорится, что при сохранении текущих трендов развития рынка объем продаж нишевых маркетплейсов превысит 1 трлн руб. в 2026 г.

Рост нишевых маркетплейсов соответствует росту всей интернет-торговли в целом, сказал «Ведомостям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. В частности, по данным АКИТ, за 11 месяцев 2023 г. оборот онлайн-ритейла в России увеличился на 26% и составил 5,6 трлн руб. (без учета НДС). По его мнению, тренд роста продолжится: у нишевых маркетплейсов есть своя аудитория с высоким уровнем лояльности. Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж сегодня составляет чуть более 13%. По словам Соколова, на все маркетплейсы, учитывая нишевые и специализированные, из общей суммы онлайн-продаж приходится 57% (порядка 7% в общем розничном обороте).

Ключевой драйвер роста – мультикатегорийные маркетплейсы (Wildberries, Ozon, «Яндекс маркет», «Мегамаркет» и локальный бизнес «Алиэкспресс» без учета трансграничной торговли), оборот которых за год вырос на 90% почти до 4,8 трлн руб. с учетом НДС, сказал генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По итогам 2022 г. оборот Wildberries вырос на 98% (до 1,669 трлн руб.), а оборот Ozon – на 86% (до 832 млрд руб.). Оборот всех нишевых маркетплейсов составил в 2022 г. 466 млрд руб. «Доля нишевых маркетплейсов на рынке онлайн-продаж в 2023 г. сократилась на 1,0 п. п. до 7,3%, и в 2024 г. тенденция продолжится из-за того, что они растут медленнее лидеров отрасли», – считает Бурмистров.

Но по словам руководителя практики «Стратегия» компании «Рексофт консалтинг» Александра Чугунова, в «своих товарных категориях специализированные маркетплейсы составляют успешную конкуренцию крупным площадкам». По его словам, на таких площадках меньше контрафакта, так как они специализируются на выделенных категориях товара, могут лучше контролировать поставщиков, ставят оригинальный и уникальный товар как свое конкурентное преимущество.

Они могут предложить то, чего нет у больших игроков: глубокую экспертизу в категории и аудиторию, мотивированную на покупку, поясняет директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов.

«У нас есть лояльная аудитория, целевой трафик и более высокая конверсия в продажу, а также высокий контроль качества продукции и сертификации», – говорит представитель маркетплейса «Детский мир». По его словам, рост общего оборота товаров (GMV) онлайн-площадки год к году составил более 55%. А у маркетплейса локальных брендов Flowwow (продает сувениры, подарки, цветы) общий оборот достиг 9,8 млрд руб., что вдвое превышает показатели прошлого года (4,5 млрд руб.), сообщил его представитель. Оборот «М.видео-Эльдорадо» по итогам 11 месяцев 2023 г. увеличился более чем в 2,5 раза, сообщил представитель компании.