РЭА Минэнерго предрекло доминирование газа в мировом энергобалансе к 2050 году

Этому будет способствовать рост объемов торговли СПГ
Сергей Красноухов / РИА Новости

Российское энергетическое агентство (РЭА) Минэнерго России ожидает к 2050 г. роста потребления газа в мире на 26% к показателю 2022 г. до 3,7 млрд т нефтяного эквивалента (н. э.). Об этом говорится в исследовании РЭА о сценариях развития мировой энергетики, представленном 27 февраля. При этом потребление нефти и угля, а также общая доля в энергобалансе, по прогнозам РЭА, будет снижаться. 

Таким образом, к 2050 г. газ в наиболее вероятном, по мнению РЭА, сценарии станет ключевым по объему потребления ископаемым источником энергии в мировом энергобалансе.

Всего агентство приводит три сценария развития мировой энергетики – «Всё как встарь» (ВКВ), «Чистый ноль» (ЧН) и «Рациональный технологический выбор» (РТВ). Они отличаются скоростью распространения низкоуглеродных энергетических технологий, уровнем жесткости требований к сокращению выбросов парниковых газов, а также объемами инвестиций в энергетический переход. 

Сценарий «Чистый ноль» предполагает достижение углеродной нейтральности мирового ТЭК к 2050 г., к чему стремятся многие страны – участницы Парижского соглашения по климату (регулирует меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере начиная с 2020 г., подписано в 2016 г.). Агентство отмечает, что изменения климата не позволят остановить энергопереход даже в наиболее неблагоприятные годы для энергетических рынков, поэтому развитие по сценарию ВКВ практически исключено, следует из презентации.

Вместе с тем возникают сильные сомнения в реализуемости сценария ЧН, так как требующиеся для этого инвестиции, по оценке РЭА, превосходят возможности мировой экономики. Гендиректор РЭА Алексей Кулапин в ходе презентации прогноза 27 февраля отметил, что необходимый объем инвестиций оценивается в 5-6% мирового ВВП ежегодно.

В сценарии РТВ, который агентство считает наиболее реалистичным, структура мировой энергетики претерпит значительные изменения, но останется в пределах возможностей мировой экономики. Предполагаемый объем инвестиций в энергопереход в этом сценарии в полтора раза ниже, чем в ЧН. Выбросы парниковых газов в этом случае снизятся на 34% к уровню 2022 г. По оценке РЭА, это может оказаться достаточным для стабилизации роста среднемировой температуры на уровне 2°С. Напомним, Парижское соглашение предусматривает сдерживание роста температуры ниже 2°C и усилия для ограничения ее роста на уровне 1,5 °C.

Мировое потребление первичных топливно-энергетических ресурсов в сценарии РТВ вырастет с 2022 г. по 2050 г. на 15% до 15,7 млрд т н. э. Потребление нефти в мире в данном сценарии, по прогнозам РЭА, к 2050 г. снизится на 40% к показателю 2022 г. до 2,6 млрд т, угля – на 32% до 2,4 млрд т н. э. 

Из презентации агентства следует, что газ опередит уголь в мировом энергобалансе после 2025 г., а нефть – после 2040 г. В 2050 г. на газ будет приходится 23,9% потребления энергоресурсов, на нефть – 16,3%, на уголь – 15,6%.

Выработка атомных электростанций (АЭС) при этом вырастет на 56% и достигнет 1,1 млрд т н. э., гидроэлектростанций (ГЭС) – в 2,4 раза до 936,8 млн т н. э. Выработка ветровых (ВЭС) и солнечных электростанций (СЭС) увеличится в 10,4 раза и 6,7 раз до 2 млрд т н. э. и 568,5 млн т н. э. соответственно. Суммарная доля возобновляемых источников в мировом энергопотреблении в 2050 г. достигнет 31%, прогнозирует РЭА Минэнерго.

Кулапин пояснил журналистам, что полученные результаты исследования, касающиеся российской энергетики, будут учтены при разработке Энергетической стратегии России до 2050 г.

Ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) в обзоре World Energy Outlook 2023 указывало, что к 2030 г. ожидает достижения пика потребления в мире трех основных видов ископаемого топлива – нефти, газа и угля («Ведомости» писали об этом 25 октября 2023 г.).

Опрошенные «Ведомостями» эксперты в целом считают прогнозы РЭА реалистичными, но указывают, что сроки изменения структуры мирового энергобаланса могут быть иными.

Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит обращает внимание, что давать точные оценки объемов потребления энергоресурсов более чем на 25 лет очень сложно, но сценарий рационального технологического выбора является одним из наиболее вероятных. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов отмечает, что такие тренды, как торможение спроса на нефть, расширение географии потребления газа и резкий рост спроса на низкоуглеродную энергию будут определять развитие мировой энергетики уже во второй половине 2020-х гг., а после 2030 г. они станут еще более выраженными.

Смит считает реалистичным прогноз РЭА по снижению потребления угля, но подчеркивает, что для стран вроде Индии и Китая он остается одним из самых дешевых способов обеспечения населения электроэнергией. Поэтому спрос может снижаться не так быстро, полагает он. Ранее МЭА сообщало, что выработка электроэнергии на угольных теплоэлектростанциях в мире в 2023 г. выросла на 1,6% в годовом выражении до 10,61 трлн кВт\ч («Ведомости» писали об этом 25 января).

По оценке аналитика ФГ «Финам» Александра Потавина, рост спроса на нефть может начать замедляться лишь ближе к 2035 г., при этом в течение следующего десятилетия объем потребления достигнет 110 млн барр. в сутки против 102,2 млн барр./сутки в 2023 г. (по данным ОПЕК). Эксперт отмечает, что спрос будут поддерживать нефтехимическая отрасль и авиация.

Мировой спрос на газ продолжит расти благодаря развитию торговли сжиженным природным газом (СПГ), указывают аналитики. Руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept Максим Малков отмечает, что мировой спрос на СПГ имеет потенциал роста за счет пока еще не охваченных региональных рынков в Азии и Африке.

Для России продолжающийся рост спроса на газ будет положительным фактором при условии устранения политических барьеров для экспорта, рассуждает Смит. При этом ситуация в нефтяной сфере для российских компаний может оказаться лучше, чем кажется на первый взгляд, поскольку падение спроса может быть компенсировано падением добычи в странах, не присоединившихся к соглашению ОПЕК+ (регулирует объемы добычи нефти для балансирования спроса и предложения. – «Ведомости»), в течение следующие 10-20 лет, добавляет он.

Спрос на низкоуглеродную энергию будет в большей степени покрыт за счет ВЭС и СЭС, темпы ввода которых уже сейчас опережают АЭС и ГЭС, полагает Родионов. В 2022 г. в мире было введено 266 ГВт ветровой и солнечной генерации и лишь 30 ГВт ГЭС, указывает он. По его оценке, во второй половине 2020-х гг. годовые темпы ввода ВЭС и СЭС сравняются с установленной мощностью атомных реакторов (372 ГВт).

«Ведомости» отправили уточняющие вопросы в Минэнерго РФ и крупные российские нефтегазовые компании.