На модернизацию аэропортов потратят 250 млрд рублей до 2030 года

Это одна из мер, чтобы увеличить интенсивность авиационного сообщения в полтора раза
Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство выделит не менее 250 млрд руб. на модернизацию 75 российских аэропортов, чтобы сделать перелеты более доступными для россиян, заявил президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию 29 февраля.

Средства будут выделены в рамках прямого бюджетного финансирования, уточнил президент.

По итогам 2023 г. в стране введено в эксплуатацию 12 объектов аэродромной инфраструктуры, из них девять взлетно-посадочных полос (ВПП) и три вспомогательных объекта аэродромной инфраструктуры (рулежные дорожки, перроны и проч.), следует из данных Минтранса. Для сравнения, за предыдущие четыре года в России сдано в общей сложности 10 полос.

В 2024 г. запланирован ввод в эксплуатацию 13 объектов, из них девять ВПП и четыре вспомогательных объекта, сообщил «Ведомостям» представитель Минтранса. При этом в январе уже было досрочно введено две полосы – в Кемерове и Полярном. «Особое внимание в рамках дальнейшей модернизации инфраструктуры будет уделено регионам Дальнего Востока, в том числе тем, в которых аэропорт является единственным видом транспорта для пассажиров», – отмечает собеседник.

Интенсивность авиационного сообщения в России за счет обновления аэропортовой инфраструктуры должна вырасти в полтора раза к 2030 г. по сравнению с 2023 г., сказал Путин. Для этого власти, по его словам, намерены ускорить развитие внутри- и межрегионального воздушного сообщения.

Российские авиакомпании в 2023 г. перевезли 105 млн человек, что на 10% больше, чем в 2022 г., и на 2 млн пассажиров больше планового показателя для отрасли на прошлый год. Из этого числа 82,7 млн человек перевезено на внутрироссийских направлениях, на международных – 22,3 млн. В 2021 г. объем пассажирских перевозок отечественными авиакомпаниями составил 111 млн человек.

Путин в своем послании также подчеркнул необходимость обновления авиапарка за счет отечественных самолетов. По его словам, российские воздушные суда (ВС) должны отвечать всем современным требованиям по качеству, удобству и безопасности. «Сложная задача, покупали слишком много за границей, а свое производство не развивали», – констатировал президент.

Планы по производству авиатехники в России регламентированы комплексной программой развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. Она была разработана и одобрена в 2022 г. Общая сумма инвестиций, согласно документу, превысит 1 трлн руб. В рамках этой программы российские авиакомпании должны получить 115 самолетов Ту-214, 142 – SJ-New (импортозамещенная версия SSJ100), 270 – МС-210, 70 – Ил-114 и 12 – Ил-96. Эти ВС должны постепенно заместить выбывающие из эксплуатации импортные самолеты.

При этом поставки российского среднемагистрального самолета МС-21 переносятся на год-полтора, сказал журналистам 29 февраля гендиректор «Ростеха», куда входит Объединенная авиастроительная корпорация, Сергей Чемезов. Вместо ожидаемого начала поставок в 2024 г. они будут перенесены на 2025–2026 гг. Чемезов добавил, что испытания лайнера еще не завершены, и отметил важность того, чтобы новый самолет был безопасным.

Поставленная президентом задача – реалистичная, предполагает реконструкцию примерно 15 аэропортов в год, говорит главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. Но только за счет развития аэропортов подвижность населения не поднять, добавил эксперт. По его словам, темпам развития инфраструктуры должны соответствовать провозные емкости авиакомпаний, которые к 2030 г. «вряд ли смогут вырасти столь существенно», а также состояние и эффективность работы туристической индустрии.