Владимир Путин дал старт строительству ВСМ от Москвы до Петербурга

Построить магистраль за пять лет можно, хотя могут быть сложности с подвижным составом
Пресс-служба президента России

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции дал старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Об этом 14 марта сообщила пресс-служба Кремля.

Новая магистраль позволит сократить минимальное время в пути до 2 часов 15 минут, отмечается в Telegram-канале пресс-службы. Президент особо подчеркнул важность применения в строительстве российских разработок и оборудования.

Основным производителем высокоскоростных поездов для магистрали будет группа «Синара», сообщил в ходе совещания по строительству ВСМ вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров (его цитирует пресс-служба Кремля). В кооперации по проекту примет участие также второй крупнейший российский производитель железнодорожной техники «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Он обеспечит поставки «ряда компонентов и систем» для новых поездов, пояснил Мантуров.

Объем инвестиций в организацию производства поездов для ВСМ со стороны «Синары» составит порядка 35 млрд руб., до 80% из которых компания будет привлекать через льготный механизм кластерной инвестиционной платформы, добавил чиновник. По его словам, на площадке завода «Синара – Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, Свердловская область) для этих целей будет построено два новых корпуса. С 2027 г. предприятие сможет выпускать около 100 вагонов для ВСМ в год, уточнил Мантуров.

Схема строительства ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга была согласована на совещании по магистрали, которое президент проводил месяцем ранее (15 февраля) на заводе «Синары» в Верхней Пышме. Протяженность первой в России высокоскоростной железной дороги составит 679 км.

Рабочую группу по реализации проекта возглавил министр транспорта Виталий Савельев. На совещании в феврале он обозначил основные стоимостные параметры ВСМ. Магистраль будет состоять из двух участков. Первый – от Санкт-Петербурга до Зеленограда стоимостью 1,755 трлн руб. предполагается строить по концессии. Второй участок – это выходы из Москвы за 221,5 млрд руб., которые построят за счет инвестпрограммы РЖД.

Еще 148 млрд руб. потребуется на закупку первой партии подвижного состава из 28 поездов с поставкой их на линию к 2028 г., отмечал Савельев. К 2026 г. должен быть создан опытный образец подвижного состава и начаты сертификационные испытания.

Сейчас в России нет действующих ВСМ. С 2009 г. обсуждалось строительство такой магистрали из Москвы в Казань с возможным продлением до Екатеринбурга. Проект планировалось реализовать на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), но стройка так и не началась. В 2019 г. Путин поручил спроектировать ВСМ из Москвы в Петербург. Тогда РЖД рассчитывала запустить эту магистраль к 2026 г. В середине августа 2023 г. президент заявил, что настало время для реализации этого проекта.

Если на политическом уровне будет принято решение о финансировании проекта, то с технической точки зрения построить магистраль за 5 лет можно, считает научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. При этом он обращает внимание на то, что в текущем бюджете на 2025 г. денег на ВСМ не заложено.

Еще одним важным вопросом в контексте данного проекта является подвижной состав, продолжает эксперт. «У китайцев оригинальных решений в этой части нет, лишь импорт западных инноваций. Захотят ли они нарываться на вторичные санкций, поставляя нам технику, – большой вопрос. Что касается продукции отечественного машиностроения, надо быть реалистом: в переход от электрички к высокоскоростной технике за такой срок я не верю», – сказал Блинкин.

Если основной объем работ по проекту сдвинуть на вторую половину 2020-х гг., то его удастся реализовать в запланированные сроки, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас в стране дефицит рабочей силы и с этой точки зрения вторая половина 2024 г. и первая половина 2025 г. будут самыми непростыми, поскольку ведется крупное строительство на Восточном полигоне и новых территориях, напоминает эксперт. Основные риски проекта связаны именно с этим, но они решаемы, полагает Бурмистров.

Главные вызовы реализации проекта ВСМ – сроки и ресурсы, говорит гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Он отмечает, что в рамках проекта предстоит спроектировать и произвести много новых элементов необходимой инфраструктуры, а также сделать поезд. «На таких скоростях совершенно иные нагрузки, поэтому даже к смазочным материалам предъявляются повышенные требования. Потом – новое оборудование должно пройти испытания и сертификацию. А это достаточно сложный процесс, требующий времени и безупречной организации, от уровня которой будет зависеть соблюдение сроков», – рассуждает эксперт.