За два года доля иностранных марок в ТЦ Москвы снизилась в 1,6 раза

Свободных помещений с 2021 года в моллах стало больше только на 1 п. п.
Максим Стулов / Ведомости

С конца 2021 г. по конец 2023 г. доля иностранных брендов в ключевых торговых центрах (ТЦ) Москвы упала с 44,2 до 28%. Об этом говорится в исследовании международной консалтинговой компании Nikoliers, с которым ознакомились «Ведомости».

Действительно, соотношение русских и иностранных арендаторов существенно изменилось, подтверждает директор, руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова. По ее информации, доля зарубежных брендов в ТЦ Москвы за два года сократилась с 40,6 до 28,7%.

Nikoliers проанализировала ключевые ТЦ столицы «Авиапарк», Сolumbus, «Метрополис», «Афимолл сити», «Павелецкая плаза», «Vegas Кунцево», «Vegas Crocus City» и др. В этих ТЦ на запрос «Ведомостей» оперативно не ответили. Но тенденция характерна и для ряда аналогичных моллов в регионах, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Тренд видят и в Союзе торговых центров России (СТЦ, участники ассоциации управляют более чем 800 ТЦ, всего в стране порядка 1900 моллов) и других крупных консалтинговых компаниях. «Тенденцию можно подтвердить с уточнением, что в России остались польские сети CCC и LPP, которые провели ребрендинг», – говорит вице-президент СТЦ Павел Люлин.

Изменения произошли и в структуре иностранных арендаторов: так, из топ-10 стран пропали Швеция, Польша и Великобритания, отмечается в исследовании Nikoliers. В 2021 г. наибольшую долю среди иностранных брендов занимала Испания (Inditex, Mango и др.), эти марки занимали 16,3% от всех арендуемых площадей в проанализированных моллах. В тройку лидеров также входили Франция и Германия − 15,9 и 13,7% соответственно.

Сейчас основная доля зарубежных арендаторов в столичных моллах приходится на французские, итальянские и турецкие марки – это более 40% всех площадей, занимаемых инобрендами, отмечает Цветкова. «Доля иностранных брендов в ТЦ заметно сократилась за счет ухода крупных игроков: H&M, Uniqlo, Inditex, IKEA и т. д.», – добавляет старший директор департамента торговой недвижимости Commonwealth Partnership Анна Манькова. По ее словам, теперь на российском рынке в основном представлены иностранные бренды из Турции, Белоруссии, Южной Кореи, Италии и Казахстана. «Мы также наблюдаем уменьшение числа иностранных брендов в ТЦ. Особенно заметно сокращение количества брендов из Швеции, Финляндии, Японии, США», – согласна региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.

Как ранее писали «Ведомости», большую часть освободившихся площадей, которые снимали иностранные компании, арендовали российские ритейлеры, среди которых GJ, MFG, Lime, «Стокманн», «Снежная королева». Уровень вакантности в ТЦ снизился с рекордных 15,6% в I квартале 2023 г. до 10% в конце 2023 г., отмечается в исследовании Nikoliers. По данным CORE.XP, доля свободных площадей в ТЦ Москвы в IV квартале 2023 г. составила 8,2%, что только на 1,1 п. п. выше, чем в IV квартале 2021 г. (7,1%).

Также демонстрирует положительную динамику и посещаемость столичных моллов: результат первой недели марта (перед праздником 8 Марта. – «Ведомости») оказался на 6% выше, чем годом ранее, добавляет партнер Nikoliers Анна Никандрова. По ее словам, к прошлой неделе посещаемость выросла на 10% (абсолютных показателей посещаемости эксперты не приводят). По информации Люлина, рост трафика ТЦ в первую неделю марта к предыдущей неделе составил 18,3% по Москве.

Представитель ТЦ «Щелковский» сообщил, что только за последний год прирост трафика в молле составил более 6%. «А что касается вакантности, то на сегодняшний день свободных площадей практически нет», – добавил он.

«Доля российских брендов в ТЦ будет оставаться высокой следующие несколько лет», – прогнозирует Никандрова. Это связано с тем, что после ухода международных ритейлеров отечественные марки получили дополнительные возможности для развития, в том числе в плане завоевания аудитории, поясняет она. «Импортозамещение продолжится, но уже не так бурно, как в 2023 г., поскольку у компаний ушло много ресурсов в конкурентной борьбе друг с другом за лучшие площади», – полагает генеральный директор компании «Этерна», эксперт в области управления торговой недвижимостью Дмитрий Томилин.

По мнению руководителя департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-форекс» Александра Шнейдермана, в связи с расширением интернет-торговли развитие ТРЦ ожидается прежде всего за счет «развлекательного» направления (для детей и взрослых) и оказания услуг. В 2023 г. сегмент e-commerce прибавил 28% и достиг 6,4 трлн руб. (оценка Ассоциации компаний интернет-торговли), напомнил эксперт.