Китайский бренд электроники TCL может открыть фирменные магазины в России

Поставщики из КНР все чаще начинают создавать монобрендовые сети магазинов
Китайские производители электроники готовы выделять бюджеты на монобрендовые точки продаж для формирования имиджа своих брендов/ Imaginechina via AFP

Бренд TCL Electronics из КНР планирует открыть собственную сеть монобрендовых магазинов в России, рассказали «Ведомостям» два консультанта по недвижимости. Один из них уточнил, что производитель ищет помещения 100–120 кв. м в московских ТЦ класса А. По его словам, таких свободных помещений на рынке сейчас мало и какое-то время бренду придется стоять в очереди за ними.

В частности, TCL сейчас в списках ожидания в «Авиапарке», рассказал собеседник. Представитель «Авиапарка» подтвердил, что руководство ТЦ действительно ведет переговоры с TCL Electronics по поводу аренды помещения. «Ведомости» направили запрос в TCL Electronics.

В России TCL больше известна как поставщик смартфонов, при этом во многих категориях товаров компания в России даже не представлена, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. На сегодняшний день компания в основном работает с видеопанелями и занимает почти 13% мирового рынка, уточняет он.

По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, объем инвестиций в одну точку может составлять около 10 млн руб., а конечная сумма будет зависеть от параметров технического оснащения.

C конца прошлого года многие ритейлеры стали открывать собственные монобрендовые магазины и постепенно эта история начинает развиваться более активно, напоминает Бурмистров. В октябре 2023 г. «Коммерсантъ» сообщал, что китайский вендор смартфонов Realme планирует начать развитие собственной розничной сети. В середине марта 2024 г. издание со ссылкой на представителя сети «Всесмарт» (входит в холдинг Fplus) сообщало, что до 2025 г. ритейлер планирует открыть около 30–50 брендированных точек китайской электроники Tecno и пять полноценных монобрендовых магазинов этого производителя в крупнейших городах России. По оценке собеседника «Коммерсанта» на рынке электроники, совокупные инвестиции «Всесмарта» в магазины Tecno составят около 350–400 млн руб.

Китайские бренды заполнили ниши, освободившиеся после ухода американских и европейских компаний, а также потеснили колеблющихся корейских ритейлеров, говорит независимый аналитик Сергей Вильянов. По оценкам опрошенных «Ведомостями» экспертов, китайские компании занимают от 70% рынка электроники в зависимости от сегмента.

После начала СВО китайские компании были очень осторожны в своих инвестициях в Россию и у них не было каких-то больших бюджетов, говорит Бурмистров. «Сейчас они уже настроены более решительно, они готовы выделять дистрибуторам определенные бюджеты, и некоторые компании эти бюджеты направляют на развитие монобрендовых магазинов или монобрендовых точек в других сетях», – сказал эксперт. Он считает это достаточно эффективным решением. «Таким образом на российском рынке работали Apple, Samsung и целый ряд других игроков. Сейчас эта ниша во многом свободна», – говорит Бурмистров. Решение TCL открыть монобрендовый магазин объясняется желанием компании представить все линейки товаров, полагает он.

Тренд на открытие монобрендовых магазинов означает, что предложение стало доступным для китайских брендов, поясняет Вильянов. «Раньше это было безумно дорого, и китайские компании, довольно равнодушные к имиджевым жестам, не хотели с таким связываться, а фирменная розница – это именно имиджевый ход. Сейчас и продажи подросли, и аппетиты у операторов магазинов (расценки на аренду. – «Ведомости») стали более разумными», – заключил эксперт.

«Монобрендовые магазины – это открытка, а основные продажи делают ритейлеры, поэтому компаниям все равно необходимо договариваться с «М.видео» и DNS», – соглашается Бурмистров. В данном случае ключевым вопросом для китайской компании останется осуществление своих планов через бюджеты дистрибутора, чтобы избежать риска вторичных санкций, отмечает он.

Помимо того выросло количество предложений от компаний – операторов фирменной розницы, добавляет Вильянов: «Например, Inventive Retail Group (ранее представляла в России розничные сети Re:store, Samsung и др. – «Ведомости») нужно расти, и развитие розницы TCL было бы отличным подспорьем».