Горно-металлургическая отрасль приспособилась к кризису и налоговой нагрузке
По оценке экспертов, некоторые российские участники рынка даже могут наращивать инвестпрограммы
Российская горно-металлургическая отрасль завершила адаптацию к новым условиям российского рынка – такой вывод делают в своем исследовании аналитики консалтинговой компании Б1 (бывшая EY в России). Согласно результатам опроса Б1, 86% респондентов заявили о том, что их компании «хорошо адаптировались» к новым условиям. Об этом также свидетельствуют оценки и прогнозы отдельных показателей работы компаний. Например, у 57% опрошенных горно-металлургических компаний (ГМК) стабилизировались производственные результаты. В ближайшие годы 43% компаний ожидают сохранения объемов производства на текущем уровне, а еще 28% – их увеличения.
Исследование проводилось методом опроса топ-менеджеров крупнейших российских ГМК, их наименования аналитики не приводят. В опросе приняли участие компании с общей выручкой около 4 трлн руб. за 2024 г. и общим количеством сотрудников более 241 000 человек, уточнил представитель Б1.
В обзоре отмечается, что на внутреннем рынке в целом сохраняется относительно стабильный спрос на продукцию отрасли, хотя по отдельным направлениям все же наблюдается снижение производства. В частности, выплавка стали в России в январе – сентябре 2025 г., по данным Всемирной ассоциации стали (World Steel Association), сократилась на 5% в годовом выражении до 51,3 млн т. Экспорт в основном ГМК переориентировали на альтернативные рынки. По данным ФТС, объем экспорта металлов и изделий из них в январе – сентябре этого года вырос в денежном выражении на 18% в годовом соотношении и достиг $52,2 млрд.
Большинство опрошенных Б1 компаний (57%) ожидают и роста выручки и прибыли в ближайшие годы. Уменьшение выручки прогнозирует лишь 14% компаний, прибыли – 29%. Но в предыдущие три года выручка снизилась у 57% предприятий, а чистая прибыль – у 83%.
Период адаптации сменился фазой стабилизации и более взвешенного подхода ГМК к инвестициям, отмечают аналитики Б1. По их оценке, несмотря на переориентацию поставок и стабилизацию объемов производства, давление на бизнес сохраняется – в частности, усиливается влияние финансовых рисков. Поэтому 86% респондентов ожидают роста операционных расходов в ближайшие годы.
Но только 28% опрошенных ГМК считают, что налоговая нагрузка на отрасль затрудняет развитие бизнеса, при этом большинство компаний (86%) видит основной угрозой макроэкономическую ситуацию в стране. В числе других ключевых вызовов бизнес называет увеличение себестоимости продукции, внешнеэкономическую ситуацию и санкции. Ключевыми приоритетами российской горно-металлургической отрасли в ближайшие годы будут сохранение производственных мощностей и оптимизация затрат, отмечается в обзоре. Инвестиционная активность при этом будет сохраняться на текущем уровне, указывают аналитики.
«Ведомости» направили запросы в крупнейшие российские ГМК.
Источник в одной из металлургических компаний говорит, что в черной металлургии процесс адаптации к новым условиям продолжается. В 2025 г. металлурги столкнулись со снижением внутреннего спроса, ростом тарифов естественных монополий и экспортными ограничениями, связанными с санкциями и укреплением рубля, перечисляет собеседник «Ведомостей». Адаптация в части продаж происходит за счет поиска новых рынков сбыта и освоения новых видов продукции, а в финансово-экономической части – за счет отказа от ряда инвестиционных проектов и оптимизации производственных затрат для сокращения себестоимости, отмечает собеседник.
Основными вызовами для отрасли, по его мнению, будут высокие процентные ставки, профицит мощностей и экспортные ограничения. Рост финансовых показателей компаний возможен в случае снижения кредитной нагрузки и повышения экспортных возможностей, добавляет он. Приоритетами для компаний будут оптимизация затрат и сохранение приемлемого с точки зрения экономики уровня загрузки мощностей, полагает источник.
Источник в другой металлургической компании отмечает, что цены на сталь на экспортных рынках в 2025 г. снизились до многолетних минимумов, а в России – на 10% к уровню 2024 г. на фоне роста издержек и избыточной налоговой нагрузки. Негативный тренд сохранится и в 2026 г., поэтому говорить об адаптации всей отрасли пока рано, считает он.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты в целом согласны с выводами Б1. При этом они обращают внимание, что ситуация в разных сегментах отрасли различна.

К примеру, рост спроса и цен на золото способствует увеличению производственных и финансовых результатов золотодобывающих компаний, отмечает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Достаточно хорошо адаптировались к новым условиям рынка ориентированные на экспорт производители цветных металлов, считает он.
В то же время положение черной металлургии куда сложнее, обращает внимание Калачев. По прогнозу ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупные российские предприятия черной металлургии), потребление стали в России в 2025 г. сократится на 14% до 37,8 млн т, а рентабельность металлургической отрасли достигла критических уровней, отмечает аналитик.
С Калачевым согласен ведущий аналитик ИК «Велес капитал» Василий Данилов. По его мнению, золотодобытчики при текущей стоимости золота выше $4000 за тройскую унцию могут увеличивать инвестпрограммы даже в условиях роста налогов и укрепления рубля. А «Русал» при текущем курсе доллара (курс Банка России на 21 ноября – 80,73 руб./$. – «Ведомости») и мировых ценах на алюминий (примерно $2800/т) «балансирует на грани операционной рентабельности», считает эксперт.
«Норникель», по мнению Данилова, находится в «смешанном положении». Аналитик пояснил, что компания реализует никель по рекордно низким ценам (цена на Лондонской бирже металлов составляет $14 650/т. – «Ведомости»), но при этом производит медь и металлы платиновой группы, динамика цен на которые для компании благоприятна. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в отрасли черной металлургии, согласен он.
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов обращает внимание, что крупные компании сектора черной металлургии сохраняют финансовую устойчивость и инвестиционную активность, а некоторые из них даже кратно увеличили инвестиции. Снижение выпуска продукции – временное явление в условиях охлаждения спроса на внутреннем рынке и перепроизводства на мировом, но через некоторое время ситуация должна измениться, считает эксперт.
Основными вызовами для ГМК, по мнению Суверова, будут макроэкономическая неопределенность и риски изменения налоговой среды в России, а также структурные изменения на мировых рынках. По мнению Калачева, на отрасль продолжают негативно влиять высокая ключевая ставка, крепкий рубль и дефицит федерального бюджета, который приводит к росту налоговой нагрузки. Для существенного улучшения ситуации в масштабах всей отрасли необходимы более решительное снижение ключевой ставки и ослабление рубля, считает он.
