Гийом Пепи: «Во Франции любая проблема сразу порождает бунт»

О трудностях французской SNCF, проводимых реформах и их конечной цели рассказывает президент SNCF Гийом Пепи
«Я хочу превратить французскую монополию в международную транспортную группу, и я хочу сделать это быстро»/ ERIC PIERMONT/ AFP

У меня нет страсти к поездам, и даже в детстве я не был помешан на моделях железных дорог», – признает 57-летний Гийом Пепи, привыкший столь быстро ходить по коридорам, что за ним едва поспевают два его помощника: они вынуждены почти бежать. Уже в кабинете он говорит, указывая на железнодорожный вокзал Сен-Дени на севере Парижа, куда выходят окна его офиса: «Моя главная цель – сделать из SNCF, которая была образована в 1938 г., компанию XXI века».

Пепи, выпускник двух самых элитных французских вузов – парижской Sciences Po и Ecole nationale d’administration (ENA) – и бывший высокопоставленный госслужащий, сейчас борется за реформу SNCF – одной из старейших государственных компаний страны. Он пытается стимулировать рост компании в сложный момент: французская экономика в плохой форме, влияние профсоюзов как никогда сильно и выливается в множество забастовок. В SNCF работает более 250 000 сотрудников.

Благодаря разветвленной сети международного сообщения деятельность SNCF давно вышла за пределы Франции – это глобальная компания. «Это трансформировало нашу миссию, – продолжает Пепи. – Я хочу превратить французскую монополию в международную транспортную группу, и я хочу сделать это быстро».

Наследие франции

Компания сильно изменилась за последние восемь лет. В 2007 г. доходы, получаемые за пределами Франции, составляли 15%, сейчас – 30%. Пепи говорит, что хочет нарастить эту долю до 50%. Он уже начал предпринимать шаги, которые должны способствовать превращению SNCF из железнодорожной компании в многопрофильного игрока, предлагающего широкий спектр услуг клиентам. В этом году компания SNCF купила контрольный пакет акций OuiCar – компании, предоставляющей услуги по схеме шеринга, как это делает Airbnb. Пепи хочет предложить клиентам услуги парковки, проката велосипедов и проч. и даже покупки билетов в театр через SNCF.

Пепи намерен провести изменения и внутри самой компании, он считает что SNCF требуются серьезные реформы. Например, он ярый противник забастовок – традиционного метода, используемого работниками для достижения своих целей. Главный пункт его реформ – изменение трудового законодательства с целью ограничить влияние профсоюзов. Хотя считается, что Пепи симпатизирует левым во Франции, он говорит, что единственный способ избежать забастовок – радикальное изменение существующих правил и жесткая позиция в отстаивании интересов компании, в том числе в переговорах с профсоюзами. Даже если профсоюзные лидеры решают выйти на забастовку, чтобы добиться удовлетворения своих требований, компания на этом этапе уже не пойдет на уступки, категоричен он. «Может быть, в конце концов они и смогут добиться чего-то, но в большинстве случаев они берут на себя неоправданный риск и в конечном счете рискуют остаться ни с чем», – говорит он твердо.

Не менее важно, утверждает Пепи, перестроить систему работы и всю структуру управления компанией. «Именно система – самое большое препятствие для развития, – говорит он. – Исторически сложилось так, что в компании существует жесткая вертикальная система управления. Чтобы улучшить обслуживание, надо давать больше власти руководителям на местах».

Пепи всегда настаивал на реформах, вспоминает бывший исполнительный директор SNCF Луи Галуа, который проработал с Пепи восемь лет. «В его подходе к правлению компанией всегда было больше творчества и инноваций, чем у меня, – говорит Галуа. – Но он очень нетерпеливый – в этом его главный недостаток. Эта черта характера способна затянуть переговоры с профсоюзами. Хотя, может, в нетерпимости и состоит его главная сила».

SNCF – это своего рода Франция в миниатюре. Реформу необходимо проводить во всей стране – нужно все менять, начиная от отношения французов к работе, говорит президент SNCF.

Он выступил в поддержку многих аспектов находящегося сейчас на рассмотрении парламента пакета реформ, касающихся масштабной либерализации многих сфер, в том числе системы общественного транспорта. Среди запланированных мер – реформа системы автобусного сообщения между городами. «Всегда хорошо, когда у клиента есть выбор», – отмечает он.

SNCF Group

Национальная железнодорожная компания Франции
Акционеры: 100% акций принадлежит государству.
Финансовые показатели (2014 г.):
Выручка – 27,2 млрд евро,
Чистая прибыль, приходящаяся на долю акционеров материнской компании, – 605 млн евро.
Перевозки пассажиров – 4 млн чел./день.
Перевозка пассажиров SNCF Voyages (с 2014 г. – SNCF Voyageurs) в 2013 г. – 126,9 млн, в 2012 г. – 127,5 млн.


SNCF расшифровывается как Societe nationale des chemins de fer francais – Национальное сообщество железных дорог Франции. Группа ведет деятельность в 120 странах мира. Включает в себя SNCF Mobilites (транспортный оператор) и SNCF Reseau (управление инфраструктурой национальной ж/д сети). В SNCF Mobilites входят Keolis (управление массовыми перевозками в городах по всему миру), SNCF Voyageurs (пассажирские ж/д перевозки), SNCF Logistics (логистика и грузовые перевозки), Gares & Connexions (управление станциями и строительством во Франции). Также группа занимается перевозками на автобусах, метро, краткосрочным прокатом велосипедов и автомобилей (car-sharing).

Повороты судьбы

Пепи вырос в хорошем районе Neuilly-sur-Seine в пригороде Парижа. Пошел учиться в престижный университет Sciences Po. Затем в ENA, которую закончило большинство лидеров Франции, в том числе президент Франсуа Олланд.

Но о карьере на административном поприще он никогда не мечтал. Пепи с детства хотел стать хирургом. «Я считал, что хирургия – это единственное стоящее занятие», – говорит он. Однако по окончании университета мечта разбилась: он устроился на трехмесячную стажировку в больнице в Дижоне – и падал в обморок каждый раз, когда видел кровь.

Поняв, что хирургом ему не стать, Пепи решил попробовать себя в административной работе. Он пошел работать в государственный Совет по административному праву ENA. Но работа там, как вспоминает мой собеседник, оказалась очень скучной: «Там было слишком много бумажной волокиты». В конечном счете молодой человек с отличным образованием был принят на работу в административный аппарат правительства Франции. Там он задержался надолго, поработав на различных должностях в 1980–1990-е гг.

В SNCF, по словам Пепи, он оказался случайно. Однажды в 1989 г. он шел по парижской улице Риволи и натолкнулся на знакомого – Жака Фурнье, который в тот момент возглавлял SNCF. Они обменялись приветствиями, разговорились, встреча закончилась неожиданно: Фурнье предложил Пепи поработать в железнодорожной компании. Вот как вспоминает ту знаменательную встречу и ее последствия Пепи: «Я поздоровался с ним, а он спросил меня, не знаю ли я кого-нибудь, кто бы мог поработать начальником его аппарата. Я ответил, что я могу попробовать. И в итоге я пошел к нему работать».

А дальше начался карьерный рост в SNCF – начальник аппарата Фурнье, операционный директор компании, заместитель генерального директора, руководитель управления по магистральным услугам. В 2008 г. он был назначен президентом компании.

История SNCF


Основана 1 января 1938 г. в результате национализации пяти крупнейших железнодорожных компаний Франции, терпевших убытки. Государству принадлежал 51% акций, остальные находились в руках частных инвесторов, включая Rothschild Group. Была сформирована единая сеть железных дорог, которая эксплуатировалась государством. Соглашение было заключено на 45 лет.
31 декабря 1982 г., по истечении срока соглашения, SNCF полностью перешла под контроль государства через производственно-коммерческое предприятие Etablissement public industriel et commercial (EPIC).
В 1987 г. SNCF запустила Transport express regional для обслуживания региональных железнодорожных линий местным правительством.
1 января 1997 г. была создана компания Reseau ferre national, которая занималась управлением инфраструктурой национальной железнодорожной сети. Позже переименована в Reseau ferre de France (RFF).
4 августа 2014 г. функции компании RFF были переданы в SNCF Mobilites и SNCF Reseau, обе структуры были объединены в единый холдинг SNCF Group (см. справку).

Неоправданные инвестиции

Несмотря на долгое время работы в SNCF, президент компании не перестает критиковать ее работу – в первую очередь за неоправданные инвестиции в систему скоростной сети Train a Grande Vitesse (TGV), расходам на которую было принесено в жертву развитие сети традиционного междугороднего железнодорожного сообщения. TGV – французская сеть скоростных электропоездов, разработанная GEC-Alsthom и SNCF (находится в управлении SNCF). Первая линия TGV была открыта в 1981 г. между Парижем и Лионом.

Электрички во Франции обычно критикуют за малую скорость и низкий уровень сервиса. «Наш приоритет сейчас – это общественный транспорт, а не TGV. Более 90% наших клиентов передвигаются с помощью общественного транспорта, а это направление сильно недоинвестировано», – говорит Пепи.

Он также указывает на критически плачевное состояние парижского вокзала Gare du Nord – крупнейшего железнодорожного вокзала в Европе, который обслуживает 700 000 человек в день.

Вокзал выглядит устаревшим и грязным по сравнению с другими крупными вокзалами Европы и Великобритании, как, например, St Pancras в Лондоне.

«Это огромная, огромная проблема. Качество функционирования и обслуживания Gare du Nord неприемлемо», – говорит он. Но работы по исправлению ситуации уже начались. Проект по реконструкции вокзала был запущен в прошлом году и стоит, по словам Пепи, «сотни миллионов». Работы должны быть завершены к 2023 г.

Гордиться, но развиваться

Среди серьезных проблем SNFC – безбилетный проезд, который обходится компании в 300 млн евро недополученных доходов в год. Отношение компании к безбилетникам ранее было слишком мягким, отмечает Пепи, это надо менять. «Вы можете часто увидеть, как люди просто перешагивают через турникеты. Причем это делают не только студенты, но и целые семьи, пожилые люди. Это очень характерная черта французской культуры: настоящая вера в важность общественных институтов, но при этом люди не хотят за это платить», – говорит он, добавляя, что часть его реформ будет касаться введения более жестких штрафов за безбилетный проезд. 
Пепи утверждает, что ему нравится общаться с клиентами, хотя он не всегда разделяет их точку зрения и одобряет манеру поведения. Пассажиры очень нетерпимы к любым проблемам и задержкам поездов, отмечает он. «Они приходят и начинают кричать на меня, выражая свое недовольство, но все-таки я люблю их», – улыбается он. По его словам, жители Франции всегда бурно выражают свои эмоции. «Когда у Eurostar случаются проблемы в Лондоне, там просто возникают упорядоченные очереди. Во Франции совсем по-другому: любая проблема каждый раз порождает целый бунт», – замечает он.

Сила недовольства граждан железнодорожным сообщением отчасти связана с тем, что SNCF считается частью национального наследия, полагает Пепи: «Поскольку железную дорогу контролирует государство, каждый человек чувствует себя владельцем железной дороги и считает, что вправе говорить то, что думает. И все уверены в том, что компания никогда не будет приватизирована». «Мы всегда говорим: Францию построила железная дорога – пока ее не было, все было довольно разрозненно. Да, это правда. Историей надо гордиться, но компания при этом должна расти и развиваться», – заключает Пепи.

FT, 16.08.2015, Екатерина Кравченко