"Tpaнcнeфть" пообещала запустить БТС-2 к весне, удивив трейдеров

Оператор российских нефтепроводов "Транснефть" снова пообещала скорый запуск нефтяного терминала в порте Усть-Луга, удивив трейдеров, которые говорят о нехватке ресурса для заполнения трубопровода и сомневаются в его рентабельности. "Транснефть" планировала запустить терминал, который является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), в 2011 г., но сроки его ввода в строй сдвигались из-за технических проблем. "Мы готовы к пуску в конце февраля-начале марта", - сказал Reuters пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин во вторник.

Новый экспортный маршрут в конце прошлой недели открыл "Сургутнефтегаз", выставив на продажу партию Urals с отгрузкой из Усть-Луги 27-28 февраля. Представитель трубопроводной монополии сказал, что "Транснефть" планирует в марте отгрузить из порта еще несколько партий Urals, что станет началом полноценной работы терминала. "Основные ремонтные работы (на БТС-2) закончились. (Экспортного) графика (на Усть-Лугу) нет, но, возможно, в марте будет несколько партий", - сказал Демин.

Однако трейдеры расходятся во мнении относительно того, когда начнутся регулярные отгрузки через Усть-Лугу, ссылаясь на недостаток свободных ресурсов, которые, возможно, придется снимать с других маршрутов, в частности с "Дружбы". Задержать запуск могут и технические недоработки. Один из трейдеров считает, что в марте через терминал БТС-2 на экспорт отправятся три партии Urals, в апреле - четыре, в мае - шесть. "Потом постараются довести до 10 грузов - насколько хватит ресурса".

По его мнению, "Транснефть" не сможет полностью загрузить Усть-Лугу из-за нехватки ресурса, поэтому объемы будут сняты с нефтепровода "Дружба". "Германия и Польша - первые в очереди", - считает трейдер. Другой участник рынка полагает, что после отгрузки нескольких партий нефти в феврале-начале марта терминал в Усть-Луге закроется на три месяца для устранения технических неполадок.

Трейдеры отмечают, что успех экспорта через БТС-2 будет зависеть от показателей рентабельности - сетевого тарифа и стоимости перевалки в Усть-Луге. По их подсчетам, если стоимость перевалки в Усть-Луге будет равняться ставке в Приморске, то при экспорте Urals по БТС-2 рентабельность теряет около $3 за тонну. "$300 000 с танкера срежут - и отдыхай", - пожаловался трейдер.

В октябре прошлого года Демин говорил Reuters о планируемом снижении загрузки БТС-2 в 2012 г. до 10 млн т в год, хотя изначально монополия хотела отгрузить в текущем году 30 млн т.