Путин: на модернизацию железнодорожной инфраструктуры за 10 лет нужно потратить 5 трлн руб.

undefined

В предстоящие 10 лет в развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры потребуется вложить около 5 трлн руб., заявил премьер-министр Владимир Путин. Он сказал об этом на совещании по развитию железнодорожной инфраструктуры и скоростного движения. Часть этих средств пойдет на повышение транспортной доступности Восточной Сибири и Дальнего Востока и развитие подходов к основным морским портам России. По словам премьера, из-за роста экономики спрос на железнодорожные перевозки многократно увеличился. БАМ и Транссиб сейчас работают "фактически на пределе пропускной способности", и это сдерживает многие проекты развития в стране в целом, и в первую очередь Дальнего Востока и Сибири. Из-за этого страна теряет темпы выхода на новые рынки, "российский бизнес вынужден откладывать интересные идеи и работать вполсилы на этом направлении", сказал он.

Путин напомнил, что с 2008 по 2011 гг. РЖД вложила в развитие 1 трлн 361 млрд руб. Только за 2011 г., по данным премьера, объем инвестиционного бюджета компании увеличился на 26%. За счет этих средств были отремонтированы десятки вокзальных комплексов, открыто скоростное сообщение на направлениях Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород, Санкт-Петербург - Хельсинки, сказал Путин. Он упомянул начало реализации проектов интермодальных перевозок, которые позволяют связать наземный и воздушный транспорт в единую транспортную систему.

Для сочинской Олимпиады и чемпионата мира по футболу-2018 скоро будут проложены новые маршруты, сказал премьер. Программа скоростного пассажирского сообщения будет расширяться.

В конце марта "Ведомости" писали, что РЖД скорректировала инвестпрограмму на 2013-2015 гг., чтобы расширить пропускную способность Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Увеличить инвестиции компании поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По новому проекту в 2012 г. инвестпрограмма вырастет на 18,7 млрд руб. до 447,1 млрд, в 2013 г. – на 36 млрд до 377 млрд, в 2014 г. останется неизменной – 367 млрд, а в 2015 г. составит 383,6 млрд, всего инвестиций, таким образом, более 1,1 трлн руб. Увеличенная инвестпрограмма будет финансироваться в основном за счет собственных средств РЖД, в том числе заемных. Другой источник финансирования – инфраструктурные облигации: РЖД уже несколько лет предлагает правительству выпустить такие бумаги на 400 млрд руб.

Что касается тарифов, то, по мнению Путина, они должны определяться по специальной формуле на пять-десять лет вперед. Эта формула должна быть предсказуема и понятна всем участникам перевозок. Путин считает, что стоимость перевозки по железной дороге не должна подавлять общую экономическую активность в стране. Ранее президент РЖД Владимир Якунин говорил, что в 2013 г. тариф на грузоперевозки предлагается повысить на 10%, а с 2014 г. - индексировать его в рамках инфляции. Как ожидается, тарифы по грузовым перевозкам в 2013 г. вырастут на 5,5%, в 2014 г. - на 5%.

Премьер предлагает внедрить в железнодорожной сфере RAB-регулирование тарифов по аналогии с электросетями (регулирование по методу доходности инвестированного капитала). Таким образом можно будет сформировать прозрачные правила игры на долгую перспективу и привлечь в отрасль действительно крупные, длинные инвестиции, включая средства пенсионных и страховых фондов, российских и иностранных финансовых учреждений, ресурсы стратегических инвесторов, считает он. "Механически закладывать всю стоимость модернизации и развития железнодорожной сети в тариф мы не можем, иначе мы просто подавим развитие экономики", - сказал Путин. По его словам, нужно еще раз внимательно проанализировать инвестпрограмму, снизить внутренние издержки, поискать резервы для оптимизации, альтернативные источники финансирования.