ФАС: Суд признал РЖД нарушителем антимонопольного законодательства

undefined

Сегодня Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил законность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении ОАО «РЖД», сообщила антимонопольная служба. Причина - "факты массовых отказов грузоотправителям в исполнении заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом в вагонах перевозчика, что оплачивается в соответствии с установленными ФСТ России тарифами".

Дело возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства группой лиц в составе: ОАО «РЖД» (субъект естественной монополии - перевозчик грузов железнодорожным транспортом, собственник инфраструктуры железнодорожного транспорта), ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» (собственники подвижного состава).

Основанием для возбуждения дела послужили многочисленные обращения грузоотправителей и властей регионов о снижении доступности услуг грузовых железнодорожных перевозок при неконтролируемом росте стоимости перевозок. Также в жалобах говорилось о необоснованном уклонении ОАО «РЖД» от приема, согласования и исполнения заявок на перевозки грузов в инвентарном парке, владение которым на праве собственности и (или) ином законном праве осуществляется перевозчиком.

В соответствии с антимонопольным законодательством в подобных ситуациях отказ перевозчика от согласования и выполнения заявок грузоотправителей содержит целый ряд нарушений, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции.

"В результате антиконкурентных действий ОАО «РЖД» произошло снижение доступности услуг с 90% до 60 % для крупных грузоотправителей и с 75-80 % до 30% для малого и среднего бизнеса. Рост стоимости вагонной составляющей составил до 2 раз, а стоимости перевозки - до 30%", - говорится в сообщении.

В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом грузоотправители подали заявки ОАО «РЖД» на оказание комплексных услуг по перевозке конкретных грузов в вагоне перевозчика. Компания отказала заявителям, ссылаясь на отсутствие у перевозчика необходимых вагонов. Такого основания отказа от приема заявок российское законодательство для перевозчика не предусматривало. Напротив, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 426, 791, 793, 794, 796), Закону о железнодорожном транспорте в РФ (ст. 12), перевозчик (ОАО «РЖД») обязан владеть железнодорожным подвижным составом и подавать его под перевозку.