Заявки на проекты Московского авиаузла в 1,5 раза превысили сумму инвестиций из ФНБ

Заявки на финансирование проектов Московского авиаузла (МАУ) из фонда национального благосостояния (ФНБ) превысили согласованный правительством лимит на 68%, следует из материалов Дирекции московского транспортного узла, курирующей вопросы развития МАУ.

Общий объем инвестиций на развитие МАУ в ценах соответствующих лет составляет более 350 млрд руб. Но правительство готово выделить из ФНБ 208 млрд руб. "Сумма инвестиций из ФНБ остается неизменной, - сообщил руководитель Дирекции Московского транспортного узла Виктор Еремин. - Ведем оптимизацию по проектам, чтобы уложиться в согласованную цифру".

В рамках развития МАУ предполагается реализовать с привлечением ФНБ семь проектов: три - по развитию аэродромов "Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево", три - по развитию железных дорог к московским аэропортам и один - строительство подъездной дороги к "Домодедово" от автодороги М4 "Дон".

Самые дорогие - железнодорожные проекты. Инвестпроект по развитию киевского направления Московской железной дороги (МЖД) оценен РЖД почти в 96 млрд руб. в ценах соответствующих лет с реализацией в 2014-2020 гг. Еще 63,2 млрд руб. запрашивается на строительство новой ветки к Северному терминалу "Шереметьево" и развитие савеловского направления МЖД и более 23,3 млрд руб. предлагается направить на развитие железной дороги от Павелецкого вокзала к аэропорту "Домодедово". Итоговая стоимость трех проектов - около 182,5 млрд руб.

Аэродромные проекты оцениваются в сумме от 98,7 млрд до 161 млрд руб. в ценах соответствующих лет. Нижняя планка - это предварительные оценки дирекции. Верхняя - инвестиции с учетом предложения частного оператора аэропорта "Домодедово" по расширенной программе реконструкции аэродрома, в том числе с учетом строительства новой третьей полосы.

На строительство подъездной дороги к "Домодедово" предлагается выделить около 9 млрд руб. в ценах соответствующих лет.

Средства планируется привлекать из ФНБ на возвратной основе: по автодороге - до 70% от стоимости, по остальным проектам - до 100%.

"Общая стоимость объектов, финансируемых за счет средств ФНБ, - 8,5 млрд руб.", - сообщили в пресс-службе "Внуково". "Запрашиваем 15-20 млрд руб.", - сказали в "Шереметьево", не уточнив, базовые это цены или цены соответствующих лет. В материалах дирекции потребности "Шереметьево" оцениваются в 52 млрд руб. в ценах соответствующих лет с возможностью сокращения до 35 млрд руб.

В "Домодедово" конкретные суммы инвестиций не раскрывают, поясняя, что "идет процесс обсуждения проекта концессионного соглашения [между частным оператором и государством] и перечня объектов аэродромной инфраструктуры, которые могут быть переданы аэропорту в рамках данного вида государственно-частного партнерства". В том числе обсуждается вопрос строительства третьей полосы.

В пресс-службе РЖД сообщили, что компания сейчас разрабатывает бизнес-план и финансовую модель по проектам МАУ. "Вопросы финансирования данного проекта можно будет обсуждать после предоставления материалов в причастные ведомства в октябре 2014 г.", - сказал официальный представитель РЖД.

Инвестпроекты в МАУ готовятся по поручению президента Владимира Путина от июля 2013 г. Предполагается, что реализация проектов по развитию авиаузла позволит в горизонте 2030 г. обеспечить комфортное обслуживание более 180 млн авиационных пассажиров ежегодно.