"Транснефть" может подать в суд на "Роснефть" из-за изменения планов НК по загрузке Заполярье - Пурпе

"Транснефть" может подать в суд на НК "Роснефть" из-за изменения планов НК по загрузке строящегося нефтепровода Заполярье - Пурпе. "Задача построить нефтепровод поставлена правительством, и мы ее выполним. Не хочет идти "Роснефть" в эту сторону - ну что же, это ее проблемы. Но у нас есть основания решать вопрос через существующий инструментарий, в том числе и через суд. И мы этим правом воспользуемся, потому что "Транснефти" наносится серьезный материальный ущерб", - заявил президент трубопроводной монополии Николай Токарев в интервью корпоративному журналу "Трубопроводный транспорт нефти".

"Все, что мы запланировали, выполняется строго согласно графикам. Все объемы финансирования, которые были предусмотрены под реализацию проекта, выделяются в полном размере и своевременно. В 2016 г. нефтепровод Заполярье - Пурпе будет сдан в строй, несмотря ни на какие проблемы. А они есть", - добавил он.

Токарев напомнил, что нефтепровод проектировался на пропускную способность в 32 млн т. "Нефтяники предоставили нам свои официальные гарантии по заполнению его указанным объемом сырья. Напомню, что объем работ - это почти 500 км линейной части плюс две новые нефтеперекачивающие станции и расширение существующих. Все это в природных условиях, которые просто уникальны по сложности", - подчеркнул Токарев. Указанный объем складывается из заявленных поставок: от "Лукойла" - 2 млн т, "Мессояханефтегаза" - 6,7 млн т, "Роснефти" - до 8,5 млн т, "Газпрома" - до 4,9 млн т, "Северэнергии" - 3,2 млн т и на третьем участке от "Газпрома" - 5 млн т в год. "И вот практически все эти компании уведомили нас о том, что у них возникли разного рода трудности - финансовые, организационные, риски в области геологоразведки. В связи с чем они на два-три года планируют сдвинуть сроки ввода в эксплуатацию месторождений", - сообщил Токарев.

"А "Роснефть" вообще решила развернуть свой нефтепровод и прокладывать его не в сторону Заполярья - Пурпе, а к своей ванкорской трубе, чтобы использовать собственный трубопровод. Хотя, на наш взгляд, это потребует серьезных инвестиций, гораздо больших, чем если бы они пошли в сторону Заполярья - Пурпе. И как, напомню, и было предусмотрено - согласно гарантиям "Роснефти". Подобный поворот - это вероломное решение", - считает он.

"Проект полным ходом реализуется, в него вложены серьезные инвестиции. Остановить его и изменить что-либо уже нельзя. А нас в этой ситуации ставят перед фактом, что один из крупнейших поставщиков нефти, пользователей строящегося нефтепровода вообще отказывается сдавать в него нефть. Так не принято себя вести при нормальном цивилизованном взаимодействии партнеров", - заявил президент трубопроводной монополии.

По его словам, практически все компании, которые планировали использовать Заполярье - Пурпе, теперь говорят, что из-за санкций они попали в сложное положение. "Но я, абсолютно отвечая за свои слова, заявляю, что это отговорки. Потому что еще задолго до украинских событий мы были поставлены в известность о том, что сроки будут сдвигаться и объемы сдаваемой нефти окажутся меньше, чем обещали. Эти разговоры начались еще в 2013 г.", - резюмировал он.

Магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе является составной частью единой трубопроводной системы Заполярье - Пурпе - Самотлор. Проект позволит вовлечь в систему сырье новых крупнейших месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края и в дальнейшем обеспечить поставки на нефтеперерабатывающие заводы России, а также на внешние рынки, в том числе по системе Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Транснефть" в начале 2014 г. завершила работы по первой очереди Заполярье - Пурпе и начала строительство объектов третьей очереди. Ввод системы ожидается в конце 2015 г. Мощность нефтепровода протяженностью 488 км составит 45 млн т в год. Стоимость нефтепровода Заполярье - Пурпе оценивается в 211,2 млрд руб.