ЕС намерен развивать отношения с Азербайджаном и Туркменией для диверсификации поставок газа

undefined

Евросоюз намерен использовать все внешнеполитические инструменты для установления стратегического партнерства в энергетике со странами, которые могут стать альтернативными России поставщиками энергоносителей. О намерении ЕС пойти в "наступление" на Азербайджан, Туркмению, Алжир и другие подобные страны на фоне ухудшения отношений с Россией пишет Financial Times со ссылкой на проект долгосрочной энергетической стратегии. Документ должен быть обнародован 25 февраля. Издание утверждает, что ЕС хочет, чтобы его энергетическая стратегия базировалась на отношениях со странами, богатыми газом, которые при этом ведут разумную политику.

Издание отмечает, что озабоченность в связи с надежностью поставок газа из России и желание диверсифицировать поставки усилились на фоне конфликта на Украине. Зампредседателя Европейской комиссии по энергетике Марош Шефчович считает, что в Европе "устали каждое лето обсуждать, как пережить ближайшую зиму". "У крупнейшей экономики мира не должно быть таких забот в XXI веке", - сказал он в интервью FT. По его словам, Россия останется очень важный поставщиком для ЕС, но ее влияние должно быть ослаблено. Чиновник считает, что не только Европа заинтересована в диверсификации поставщиков газа, но и прикаспийские страны заинтересованы в диверсификации экспорта. "Это вопрос обоюдного интереса. Европа - очень солидный клиент, крупный, платит вовремя, твердой валютой и не играет в разные игры. Думаю, что это делает ее привлекательной", - цитирует FT.

Шефчович считает приоритетным проектом строительство Транс-Адриатического газопровода (TAP), по которому к 2020 г. в Италию должны начать поступать 10 млрд кубометров азербайджанского газа ежегодно. TAP частично принадлежит BP, стоимость проекта - $45 млрд, он сможет удовлетворить спрос Европы на газ только на 2%, напоминает издание. Шефчович заверил, что ЕС приложит все усилия в политической сфере, чтобы строительство этого газопровода было завершено к концу 2019 г. Он отметил, что Европа вынесла уроки из неудавшегося проекта Nabucco, который провалился из-за недостаточной политической поддержки: "Мы просто верили, что проект состоится и для этого будет достаточно одной заинтересованности бизнеса".