«Росатом» счел плавучие атомные станции слишком дорогими

"Росатом" может кардинально изменить проект новых плавучих атомных электростанций (ПАТЭС). В госкорпорации полагают, что выпускать ПАТЭС, подобные той, которая сейчас строится на Балтзаводе, "очень дорого", и могут перейти к более компактной модели - без хранилища отработанного топлива и жилого модуля. При этом, учитывая "экспериментальный характер" первой ПАТЭС, окончательные сроки ее сдачи и бюджет остаются "плавающими". Несмотря на соглашение с Балтзаводом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 г., в "Росатоме" признают, что на достройку и испытания потенциально есть время до 2019 г., пишет "Коммерсантъ".

О том, что "Росатом" может существенно изменить проект ПАТЭС, которые будут строиться в будущем, газете рассказал замгендиректора концерна "Росэнергоатом" (РЭА, заказчик судов) Сергей Завьялов. "Строящаяся сейчас ПАТЭС - это экспериментальный референтный образец, в будущем столь металлоемкие, насыщенные оборудованием изделия нас устраивать не будут, это очень дорого", - пояснил он. По его словам, РЭА будет "оптимизировать технические решения, создавать объекты в несколько раз меньшие по водоизмещению, отказываться от ряда функций, например хранилища отработанного топлива, перегрузочного оборудования, жилого модуля, создавать изделия именно для выработки электричества, возможно, даже без тепла". Диапазон мощностей ПАТЭС нового проекта может быть 200-500 МВт (впрочем, источники газеты в отрасли уверяют, что для этого потребуется новый тип реакторов), срок изготовления можно будет сократить до 40% и производить их, "по сути, конвейерной сборкой". Завьялов подчеркнул, что время для того, чтобы определиться с проектом следующей ПАТЭС, еще есть: первая станция потребует смены на другую через 10 лет. В "Росатоме" не исключают и появления заказчиков, которым потребуется именно ПАТЭС нынешнего проекта.

Первая ПАТЭС мощностью 70 МВт должна заместить выбывающие мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ на Чукотке (хотя источники издания уточняют, что единственным производителем электроэнергии для региона ПАТЭС быть не может). Станция строится на входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Балтзаводе. Проект изначально шел сложно. В 2006 г. контракт на ПАТЭС получил "Севмаш", но из-за задержек по срокам в 2009 г. РЭА передал заказ Балтзаводу, входившему тогда в Объединенную промышленную корпорацию Сергея Пугачева. Сроки сдачи сдвинулись с 2010 на 2012 г., а в 2011 г. на фоне банкротства Межпромбанка и исков к Балтзаводу на заказ был наложен арест. В конце 2011 г. завод перешел под контроль ОСК, в декабре 2012 г. Балтзавод и РЭА заключили контракт на достройку ПАТЭС, по условиям которого станция должна быть сдана в сентябре 2016 г. Финальная стоимость ПАТЭС, изначально составлявшая 9,8 млрд руб., выросла до 21,5 млрд руб.