Прохоров: государство ведет себя в экономике как «слепая акула»

undefined

Власти России в ситуации с авиакомпанией "Трансаэро" продемонстрировали отсутствие даже среднесрочного видения, банкротство авиаперевозчика скоро ударит не только по рынку, но и по интересам самого государства, написал Михаил Прохоров в своем "Живом журнале".

Предприниматель – крупнейший акционер банка "Международный финансовый клуб" (МФК), одного из кредиторов "Трансаэро". МФК пытается консолидировать усилия других кредиторов и запустить альтернативный банкротству вариант реструктуризации долга перевозчика. Однако другие кредиторы, в том числе Сбербанк и Альфа-банк, уже подали иски о банкротстве "Трансаэро". 

Ситуацию с "Трансаэро" Прохоров экстраполирует на экономику в целом. "Базовый принцип в условиях кризиса в рыночной системе: делай сейчас, но думай о будущем. Но не у нас", – написал бизнесмен.

"Меня особенно поражает скорость изменения идеологии экономических властей в части горизонта планирования: сначала отказались от трехлетнего бюджета, сейчас принимаются "стратегические" решения разбегом от одного до шести месяцев, а что потом – там будет видно. Вот ровно так было в 90-е гг., где жили от зарплаты до зарплаты. Не хочется верить, что у наших экономических властей стоит задача сжать и огосударствить экономику до размеров 90-х и даже до более ранних периодов, когда были везде одни цены, одна государственная компания в отрасли, один бренд на всех. К сожалению, ситуацию с "Трансаэро" трудно трактовать иначе", – пишет Прохоров.

"Сначала государство в лице "Аэрофлота" бодро заявило, что спасет компанию и реструктурирует все долги, успокоив и граждан, и кредиторов, и персонал, и пассажиров. Затем что-то не сложилось (не смогли найти 75% + 1 акция "Трансаэро"?). Не сложилось, поэтому будем банкротить, а "Аэрофлот" (MOEX: AFLT) поруководит компанией-конкурентом, запустит процедуру его банкротства и заберет лучшие маршруты себе (прямо как пустить известное животное себе в огород). Я могу похвалить "Аэрофлот" (:) Отличная работа, молодцы! Я серьезно. "Аэрофлот", без сомнения, выиграет. А кто проиграет? Да все остальные!" – иронизирует владелец группы "Онэксим".

Банки в результате банкротства "Трансаэро", по оценке Прохорова, потеряют более 200 млрд руб. и, соответственно, экономика недополучит 1 трлн руб. кредитов. Он также прогнозирует "цепочку банкротств туроператоров, некоторых банков, поставщиков нефтепродуктов", "потери рабочих мест, налогов и расходы на вкладчиков банков из АСВ", "значительные прямые и косвенные потери государственного бюджета".

"Удивительно, но инициатором банкротства выступает государство, хотя именно оно в итоге несет основные потери (конечно, за пределами шести месяцев!), выступает не как стратег, рачительный хозяин и старший партнер, а как слепая акула, подавая сигналы рынку об окончательной победе государственной экономики над частной и готовности "палить" свои деньги и деньги граждан на достижение сиюминутных результатов", – полагает Прохоров, выражая сомнение, что "хоть кто-нибудь в правительстве" изучал положительный опыт реструктуризации проблемных компаний за рубежом, например в США.

"Удивительно, но в то время как государство хочет обанкротить компанию и взять на себя все расходы на это, частные банки хотят компанию спасти. Они предлагают конвертировать долги в акции, сформировать новую команду, сохранить рабочие места и конкуренцию – почему государству не помочь кредиторам, помочь выживанию, а не умиранию?! Дать шанс на спасение, обанкротить всегда успеем! Ответ, видимо, выходит за 3–6-месячный горизонт видения нашего правительства", – считает предприниматель. "Если не поддержать инициативу частных банков, то после еще двух-трех таких примеров не надо будет удивляться усилению оттока капиталов и отъезду наиболее активных в другие страны", – отмечает он.

В начале сентября 2015 г. правительство решило спасти оказавшуюся в предбанкротном состоянии авиакомпанию "Трансаэро" путем передачи контроля над ней "Аэрофлоту", подконтрольному государству. Совет директоров "Аэрофлота" 3 сентября принял решение о покупке 75% плюс 1 акции "Трансаэро" за 1 руб. Однако акционеры "Трансаэро" не смогли в установленные сроки консолидировать необходимый пакет акций, и "Аэрофлот" заявил, что отказывается от оферты. После этого основным вариантом развития событий стало банкротство "Трансаэро". В начале октября банк МФК предложил передать 75% плюс 1 акция "Трансаэро" в управление кредиторам и списать 20% долга, сохранив компанию.