Leroy Merlin сообщил о планах передать бизнес в России локальному менеджменту

Следующим шагом компании может стать ребрендинг, считают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Французская компания ADEO, которой принадлежит сеть магазинов товаров для дома и ремонта Leroy Merlin, планирует передать российский бизнес местному менеджменту. Об этом сообщили в пресс-службе ADEO Group.

«После более чем 18 лет работы в России передача управления локальному менеджменту позволит сохранить работу 45 000 сотрудников и обеспечить продолжение работы компании и оказание услуг населению. Этот процесс – результат многомесячной работы в соответствии с международным регулированием. Ранее ADEO прекратило любые инвестиции в России с самого начала конфликта и начала постепенный переход местного подразделения к независимому управлению», – сказано в сообщении на официальном сайте ADEO Group. В компании добавили, что сделка должна получить одобрение российских властей.

Представитель компании в разговоре с «Ведомостями» уточнил, что активы будут переданы «локальному менеджменту в лице текущего совета директоров компании». По словам представителя компании, сделка не окажет никакого влияния на работу сети. Он добавил, что все рабочие места будут сохранены, а отношения с партнерами и клиентами останутся прежними.

По данным «Ведомостей», в совет директоров Leroy Merlin в России входят генеральный директор Лоран Дефассье, заместитель генерального директора Марина Фытова, глава антикризисного комитета и директор по персоналу Вера Бояркова и др. В пресс-службе компании отказались называть полный состав совета директоров.

В Минпромторге заявили, что «компания приняла разумное решение передать активы локальному менеджменту». «Сеть не только продолжит работать и сохранит весь персонал, но и планирует открывать новые магазины. Показатели у компании хорошие», – отметил статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Российское подразделение Leroy Merlin уже много месяцев работает автономно, практически без всякого контакта с зарубежным владельцем, знает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, компания, скорее всего, не успела выплатить дивиденды за 2021 г. и не делала этого в 2022 г., а кроме того, отказалась открывать новые магазины (включая недостроенный гипермаркет во Владимире), и потому российская сеть имеет денежные запасы и находится в весьма устойчивом финансовом положении.

Ранее в феврале газета Le Monde опубликовала материал, в котором обвинила Auchan и Leroy Merlin в том, что они продолжают работу в России и даже снабжают российские воруженные силы своими товарами (со ссылкой на видео, где военные благодарят за посылки самарских школьников). Обе компании выступили с опровержением этого сообщения. В заявлении Leroy Merlin говорилось, что компания остановила все инвестии в Россию, импорт товаров из страны, а также любое финансирование локального подразделения, а российское руководство ритейлера не санкционировало никаких отправок на фронт. 

Если на собственников компании, группу ADEO, продолжат оказывать беспрецедентное давление французские и европейские власти, владелец может пойти на следующий шаг – ребрендинг, полагает Бурмистров. Он не исключает и того, что компании придется и вовсе избавиться от российских активов. Сделать это будет непросто, так как потянуть такую сделку могут только очень крупные институциональные инвесторы, такие компании как АФК «Система», «Интеррос», «Северсталь», считает Бурмистров. Он оценивает российские активы Leroy Merlin в 150-200 млрд руб. Представитель «Интерроса» Владимира Потанина заявил «Ведомостям», что компания «не комментирует гипотетические сделки и еще не состоявшиеся события». От комментариев отказались и представители «Севергрупп» Алексея Мордашова и АФК «Система» Владимира Евтушенкова.

Сейчас в сеть «Леруа Мерлен» в России входит 111 гипермаркетов в 65 городах России. Открытие первого магазина в стране прошло в 2004 г. В компании работают 45 000 человек. Ритейлер занимает 6-е место в рейтинге 10 крупнейших сетей в России и является крупнейшим на рынке DIY-ритейлером. Его доля на розничном рынке строительных и отделочных материалов составляет около 30%, на оптовом рынке – около 5%. Более 60% ассортимента производится в России.

По данным на 2021 г., выручка ООО «Леруа Мерлен Восток» (структура Leroy Merlin в России) составила 456,6 млрд руб., а чистая прибыль — 35,5 млн руб. В «Infoline-аналитике» оценили выручку ритейлера в 529,7 млрд руб. без НДС (около 6,4 млрд евро по курсу ЦБ на 24 марта 2023 г.) по итогам 2022 г., рост составил 15,6%. По словам Бурмистрова, в 2021 г. российское подразделение обогнало французскую сеть по продажам в штуках, а в 2022 г. – и по обороту в натуральном выражении. Материнская компания Leroy Merlin не публиковала выручку за прошлый год, но, например, испанское подразделение заработало в 2022 г. 3,32 млрд евро.