Российские компании бьют рекорды по числу новых назначений в топ-менеджменте в пандемию

В каждой пятой из 100 крупнейших компаний сменился гендиректор в пандемию – Korn Ferry
Варвара Гранкова

Korn Ferry изучила сайты 100 крупнейших российских компаний, провела интервью с их генеральными директорами и членами советов директоров. Оказалось, что каждая пятая компания сменила гендиректора в пандемию – это рекорд последних пяти лет. Новые назначения в 2020 г. происходили почти вдвое чаще, чем в предыдущем 2019 году.

Иностранные компании, так же как и российские, переживают кризис и вынужденные реформы, но кадровые перестановки на высшем руководящем уровне случаются гораздо реже. В 2020 г. компании из S&P 500 сменили столько же СЕО, сколько и в 2019 г. В России некоторые компании сменили руководителей несколько раз за год.

По мнению опрошенных «Ведомостями» экспертов, волна увольнений в России оказалась особенно мощной из-за трех факторов: неврозов акционеров, требующих немедленных антикризисных мер и мгновенных результатов; старения топ-менеджеров, занявших свои посты 10–20 лет назад и уставших от кризисов и борьбы с ними; а также из-за изменения бизнес-моделей (вследствие развития электронной коммерции, цифровизации и т. п.). Как следует из отчета Korn Ferry, кадровая чехарда продолжится до конца 2021 г.

Перемены в отраслях

Чаще всего СЕО менялись в отраслях, которые сильно пострадали или, наоборот, получили новые возможности для роста во время карантина: ритейлеры, онлайновые кинотеатры и спортивные команды.

В период пандемии произошел кризис управления, рассказывает Марина Тарнопольская, управляющий партнер хедхантинговой компании Kontakt Intersearch Russia. Компаниям пришлось перестраиваться и принимать неординарные меры: в режиме удаленной работы разрабатывать и выпускать новые продукты, развивать онлайновые продажи. Не все из прежних топ-менеджеров смогли справиться с поставленными задачами, говорит Тарнопольская. По оценкам Korn Ferry, генеральных директоров поменяли 22% крупных компаний из розницы. Тарнопольская говорит, что гораздо больше замен происходило у небольших или непубличных ритейлеров – о таких кадровых перестановках не сообщали в новостях.

Владимир Сорокин был назначен на должность генерального директора «Ленты» в сентябре 2020 г., на этот момент первая волна пандемии уже была пройдена, рассказал представитель ритейлера. Новый СЕО должен был трансформировать компанию в условиях стремительно меняющегося рынка: «Лента» значительно увеличила долю в сфере e-commerce и расширяет присутствие на рынке за счет открытия новых магазинов и слияний, по словам представителя «Ленты».

С 1 февраля 2021 г. генеральным директором «Ашан ритейл Россия» назначен Иван Мартинович. Компания во главе с Мартиновичем сосредоточилась на развитии онлайн-бизнеса и модернизации действующих магазинов для повышения операционной эффективности. Приоритетные проекты – развитие цифровых технологий (интернет-магазин, цифровизация компании), улучшение клиентского опыта (внедрение касс самообслуживания, запуск программы лояльности, развитие формата супермаркетов) и изменение ассортимента для удовлетворения новых ожиданий потребителей, рассказывает представитель компании. В онлайн-бизнес компания планирует инвестировать более 20 млрд руб. В основном они пойдут на совершенствование технологической платформы и системы сбора и анализа данных.

Нервные акционеры

В частных компаниях большинства стран существует влиятельная прослойка между собственником и менеджментом – совет директоров, говорит Тарнопольская. Часто совет директоров становится арбитром и не дает собственникам возможности необдуманно уволить СЕО. В российских же компаниях советы директоров часто играют лишь формальную роль или полностью отсутствуют и не могут удержать собственников от спонтанных и интуитивных поступков и не все кадровые изменения были объективно необходимы, считает Тарнопольская. По ее мнению, в самом сложном положении оказались топ-менеджеры, назначенные незадолго до пандемии: они не успели еще хорошо зарекомендовать себя перед владельцами.

Во время пандемии COVID-19 крупнейший производитель титана «ВСМПО-Ависма» столкнулся с сильным падением спроса от авиастроительной отрасли. Производственный план на 2020 г. был сокращен с 39 000 до 26 500 т товарной титановой продукции, сообщила компания в апреле 2020 г. После этого «ВСМПО-Ависма» начала кадровые перестановки. В мае компанию покинул генеральный директор Михаил Воеводин, занимавший свой пост с июля 2009 г. Он решил «сосредоточиться на личных проектах». В июле генеральным директором титановой компании назначили бывшего вице-президента холдинга Evraz Сергея Степанова. Но 31 декабря, прямо под Новый год, совет директоров решил расторгнуть с ним трудовой договор. С 11 января 2021 г. компанию возглавляет бывший руководитель «Уралкалия» Дмитрий Осипов. По его словам, компания сейчас начинает восстанавливаться от ударов пандемии и мирового кризиса.

С марта по сентябрь 2020 г. многие международные компании заморозили набор руководителей из-за высокой неопределенности, говорит гендиректор платформы проектной занятости для управленцев Exec 4.0 Наталья Ютанова: решали управленческие проблемы имеющимися силами. А в конце 2020 г. подбор новых топ-менеджеров возобновился.

Самые громкие перестановки за рубежом пришлись на 2021 г. 15 марта 2021 г. совет директоров Danone освободил Эммануэля Фабера от должностей генерального директора и председателя правления. СМИ сообщали, что причиной отставки стали несогласие акционеров с антикризисным планом и их недовольство финансовыми показателями. В 2020 г. выручка компании рухнула на 6,6% до 23,6 млрд евро.

Самовыдвиженцы

Согласно Korn Ferry, во время финансового кризиса 2008 г. Олег Дерипаска возглавил «Базовый элемент» и Rusal, а Микаил Шишханов – Бинбанк. В пандемию в ряде компаний собственники тоже взяли на себя роль антикризисных менеджеров, отставив гендиректоров, как и в предыдущие кризисы. В ноябре 2020 г. Дмитрий Мазепин освободил от должностей генеральных директоров «Уралхима» и «Уралкалия» (на тот момент он был основным акционером «Уралхима» и владел 46,37% «Уралкалия»). А в мае 2021 г. стало известно, что он возглавит «Уралхим».

Одно лишь наличие заводов по производству минеральных удобрений не является достаточным преимуществом в глобальной конкурентной среде, сказал Мазепин. Чтобы сохранить лидирующие позиции, необходимо сформировать спектр удобных для клиентов сервисов, удовлетворяющих и даже предугадывающих оперативные запросы потребителя. Компаниям предстоит серьезная трансформация с целью снижения углеродного следа как производимой продукции, так и применения удобрений в сельском хозяйстве. И эти вызовы времени акционер «Уралхима» и «Уралкалия» готов принять лично, заявил он.

Некоторые компании сменили одного акционера-гендиректора на другого. В январе основной владелец Qiwi Сергей Солонин покинул пост СЕО, и его заменил сооснователь группы Борис Ким. В июне 2021 г. Ким покинул компанию. А пост гендиректора занял глава сегмента платежных сервисов Андрей Протопопов, который, по сообщениям СМИ, играет важную роль в разработке продуктов Qiwi.

Уставший директор

По расчетам аналитиков из Korn Ferry, СЕО российской компании в среднем находится у руля семь лет. Средняя продолжительность работы в компании, прежде чем он ее возглавит, составляет девять лет. А рекордный̆ показатель пребывания в должности – 37 лет.

Exec 4.0 нашла 10 новых генеральных директоров для клиентов в пандемию. Но все эти замены назрели до пандемии, рассказывает Ютанова. Акционер и генеральный директор проработали много лет вместе и устали друг от друга. Ютанова видит причины в смене поколений, начавшейся примерно три года назад. Корпоративный эйджизм развит в России, как ни в одной другой стране: в Америке средний возраст топ-менеджера составляет примерно 70 лет, в России – 40–45 лет, говорит Ютанова. Первое российское поколение управленцев вышло на рынок труда в конце 1990-х гг. Сейчас эти специалисты как раз подошли к порогу в 50–60 лет. Если в 40–45 лет специалист может пожертвовать личными потребностями во имя будущего и грядущих перспектив, то руководители старшего возраста не готовы забывать о себе и семье ради работы. А собственник по-прежнему ждет, что директор будет выкладываться в режиме 24/7, говорит Ютанова.

Пандемия даже чуть ослабила тягу компаний к назначению молодых руководителей. В 2020 г. новые CEO имели не так много времени, чтобы погрузиться в новую индустрию, поэтому советы директоров нанимали кандидатов чуть старше, чем обычно, и с отраслевым опытом, говорится в отчете Korn Ferry. Средний возраст руководителей высшего звена, вступивших в должность в 2020 г., – 48,7 года (в 2019 г. – 44,3 года). Примерно 86% назначенных во время пандемии СЕО имели опыт в индустрии новой компании – до 2020 г. в той же индустрии работали только половина назначаемых гендиректоров. Примерно 57% вновь назначенных занимали ту же должность в других компаниях (50% – в 2019 г.), подсчитали в Korn Ferry.

Плановая реорганизация

В 2020–2021 гг. в ПАО «Компания «Сухой», ПАО «Туполев» и ПАО «Ил» также сменили генеральных директоров. Но назначения в ОАК также не связаны с пандемией. ОАК продолжала плановую централизацию управления. Управляющей организацией стала сама ОАК, а руководители этих дочерних компаний были переведены в ранг управляющих директоров, рассказали в пресс-службе ОАК.

Часть компаний в 2020–2021 гг. сменили руководителей в плановом порядке – из-за давно назревшей потребности в управленческих реформах. Пандемия лишь ускорила принятие решений, отметила Ютанова.

В начале 2021 г. ОМК изменила систему корпоративного управления. Правление было упразднено. С февраля компанией управляют единственный акционер, совет директоров и генеральный директор (единоличный исполнительный орган). Между ними были распределены полномочия расформированного правления. Новый подход потребовался в связи тем, что продажами начали заниматься отраслевые бизнес-единицы, а заводы стали их производственными центрами. Гендиректором ОМК стал Сергей Торопов, прежде управляющий директор вагоноремонтной компании ОМК. Главная цель этих изменений – реализация инвестиционных проектов, внедрение новых технологий, усиление синергии между заводами, улучшение работы с клиентами, централизация и снижение управленческих расходов, сказал представитель ОМК.