В пандемию сотрудники все чаще жалуются на отсутствие обратной связи от начальства

А если отклик и есть, то чаще это неконструктивная критика, нежели похвала
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В пандемию сотрудники российских компаний стали чаще жаловаться на отсутствие обратной связи от руководителей. Регулярный отклик по результатам работы получают лишь четверо сотрудников из 10, показал недавний опрос 1600 офисных сотрудников, проведенный сервисом Superjob. 20% опрошенных сказали, что практически никогда не имеют обратной связи от руководителя, а 39% редко удается добиться оценки проделанной работы.

Проблема обострилась с начала пандемии. Еще в июне 2020 г., по данным опроса 1743 владельцев бизнеса, руководителей и специалистов, проведенного компанией – разработчиком ПО для совместной работы и CRM-систем «Мегаплан», 43% сотрудников сообщили, что у них участились конфликты с начальством и коллегами, 19% руководителей тоже стали чаще ругаться с подчиненными. По наблюдениям гендиректора «Мегаплана» Сергея Козлова, во время режима самоизоляции конфликты сотрудников с руководством чаще всего вспыхивали из-за того, что сотрудники стали хуже работать или срывали сроки сдачи работы. В режиме удаленной работы конфликты участились из-за непрозрачности бизнес-процессов, отсутствия обратной связи со стороны руководства и неправильной постановки задач, комментирует Козлов.

Пандемия лишь усугубила типичные проблемы управления, полагает Павел Безручко, управляющий партнер компании «Экопси консалтинг». По его мнению, многие руководители не дают обратной связи подчиненным, ошибочно считая, что те достаточно взрослые и зрелые люди, чтобы решить все проблемы самостоятельно. Но даже высококлассным специалистам нужна обратная связь, чтобы понимать, как улучшить результаты.

По данным Superjob, на отсутствие обратной связи от руководства реже жаловались сотрудники с зарплатой от 80 000 руб., лишь 17% из них не получают отклик начальства, и к ним больше прислушиваются. Кроме того, в 2021 г. на отсутствие обратной связи стали меньше жаловаться дистанционные сотрудники, среди них только 13% не хватает обратной связи. Руководители уже наладили процессы работы с дистанционными работниками и научились давать им более четкие задачи и инструкции, полагает Безручко.

Среди офисных сотрудников недовольных больше всего. Опрос Superjob выявил, что от отсутствия обратной связи страдают 22% сотрудников, работающих в офисах. Те же, кто работает в офисе, получают меньше обратной связи, потому что они всегда вблизи руководства. Начальство с ними общается, но до оценки результатов работы дело не доходит, ей просто не уделяют внимания. В пандемию обратной связи от руководителей не стало меньше, в некоторых компаниях ее теперь даже больше, но она часто негативная, делится наблюдениями Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг». Она заметила, что на общих совещаниях в Zoom обычно всех хвалят, чтобы сплотить команду и повысить общий результат. Но в индивидуальных беседах руководители жестче критикуют любую ошибку подчиненных.

Кроме того, с переходом сотрудников на удаленный режим работы руководители стали внимательнее изучать документы и презентации, которые присылают им дистанционные работники, говорит Макарушкина. Раньше они за 5 минут просматривали презентацию в присутствии работника и одобряли, теперь тратят на чтение документа больше времени и чаще критикуют его содержание.

Татьяна Григоренко, HR-директор группы медицинских компаний «Инновация», тоже заметила, что обратная связь стала более жесткой. В нынешней напряженной экономической ситуации руководители более эмоционально реагируют на любой просчет сотрудника, отмечает она. В эмоциональном запале они срываются и критикуют все и всех подряд. В результате ценные сотрудники, которые ни в чем не провинились, обижаются и покидают компанию, говорит Григоренко.

В российской корпоративной культуре принято чаще ругать сотрудников, чем хвалить, объясняет Безручко.

А хвалить подчиненных начальники не умеют. На управленческих тренингах, рассказывает Безручко, руководителей часто учат «методу бутерброда»: сначала сотрудника надо похвалить, потом высказать критические замечания, а потом снова похвалить. Таким образом, критика становится начинкой бутерброда, а похвала – булочками, которые ее обрамляют. Первоначальная похвала позволяет выстроить контакт, критика улучшает результаты, а похвала в конце сглаживает неприятный осадок.

Однако, говорит Безручко, «метод бутерброда» часто неэффективен, потому что воспринимается сотрудником как манипуляция. По его мнению, выстроить отношения, при которых сотрудник воспринимает критику начальства, можно только на доверии или страхе. Сотрудник будет доверять начальству, если верит, что руководитель искренне хочет ему помочь, а не самоутверждается, и если считает руководителя компетентным в обсуждаемом вопросе.

Но, продолжает Безручко, обратная связь может быть не услышана и не воспринята, если сотрудник не задал шефу уточняющих вопросов. А для вопросов обстановка во многих компаниях неблагоприятная: уточняющие вопросы считаются признаком несообразительности и нарушением субординации. Чтобы начальники и подчиненные слышали друг друга, нужна культура открытого обмена мнениями, отмечает Безручко.