Почему студенты все чаще меняют специальность при поступлении в магистратуру

И насколько это улучшает карьерные перспективы
Варвара Гранкова

Ольга Буданцева в этом году получила красный диплом бакалавра по профилю «мировые финансы» Финансового университета при правительстве России. Во время учебы она стажировалась в нескольких компаниях – производителях товаров широкого потребления, проходила практику в Сбербанке и получила выгодное предложение о трудоустройстве от одной компании, но работать не пошла. Вместо этого она уезжает из Москвы, чтобы поступить в магистратуру Тамбовского государственного университета на факультет общественного здравоохранения по профилю «управление здравоохранением».

39,3% молодых людей хотели бы сменить специальность при поступлении в магистратуру, показало совместное исследование, проведенное МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ при участии швейцарской компании по аэрокосмическим технологиям Destinus (партнер МФТИ по организации обучения в магистратуре по аэроинженерии). В исследовании участвовали 2500 респондентов – студенты 1–4-го курсов (57,8% респондентов), молодые люди, которые окончили бакалавриат (29,2%), а также обучающиеся в магистратуре или уже ее окончившие (13%).

Не терять два года

Во всем мире бакалавриат считается законченным базовым высшим образованием в выбранной широкой сфере: технической, естественно-научной, социальной, гуманитарной, объясняет Ольга Назайкинская, директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково». Магистратура, говорит она, – это другое высшее образование: изучение более узких специальностей в выбранной широкой профессиональной сфере.

Но в России, продолжает эксперт, система бакалавриата и магистратуры в вузе чаще всего трактуется иначе – как неполное и полное высшее образование. Студенты в магистратуре изучают почти то же самое, что и в предыдущие годы. В магистратуре происходит углубление знаний в одной из сфер ранее выбранного направления: например, бакалавр биологии изучает в магистратуре биотехнологии или биоинформатику, объясняет Назайкинская.

Многие молодые люди после бакалавриата решают, что у них достаточно знаний, чтобы начать работать в своей сфере, и не хотят терять два года на дальнейшее обучение, поясняет эксперт.

17% выпускников

бакалавриата поступают в магистратуры других вузов, еще 6% переезжают при этом в другой регион, показало исследование лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ

Чтобы стимулировать молодых людей учиться, государство сделало 80% мест в магистратуре бюджетными, для сравнения: в бакалавриате в последние годы было только 10% бюджетных мест на экономических факультетах и лишь 20% – на гуманитарных, говорит Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Она уточняет, что в магистратурах российских вузов сейчас обучается 170 000 студентов, а на бакалавриате и специалитете – 480 000.

По данным Минобрнауки, вузы в 2021 г. выделяют поступающим 576 400 мест, из них 48 000 мест бюджетных. При этом на программах бакалавриата и специалитета бюджетных мест в этом году на 33 700 больше, чем год назад.

За престижем и спросом

Авторы исследования спросили респондентов, почему они хотят поменять направление обучения. Почти треть (26,5%) сказали, что хотят получить более престижную профессию, менее четверти (21,3%) видят отсутствие спроса на рынке труда по текущей специальности. Более 20% заявили, что исчерпали себя в своей нынешней специальности, а 18,4% признались, что их специальность им неинтересна.

Отчасти смена профессии при поступлении в магистратуру – следствие раннего профессионального самоопределения. Школы разделяют учеников с 7–8-го класса на технические, медицинские и гуманитарные классы. Знакомить школьников с разными профессиями уже в раннем возрасте правильно, говорит Назайкинская. Но часто в школах и вузах взрослые навязывают ученику, кем он должен стать в будущем, и вынуждают его сделать выбор, к которому он не готов, замечает Назайкинская.

Буданцева рассказывает, что после четырех лет обучения на бакалавриате и стажировках по специальности «финансы» поняла, что не хочет работать в этой профессии. Ее всегда привлекала медицина, так как среди ее родственников много медиков. Но быть врачом она не хотела. После окончания бакалавриата Буданцева поняла, что хочет быть управленцем в сфере медицины. Она также выяснила, что подходящая магистратура по этой специальности есть в университете ее родного Тамбова, поэтому решила поступать в магистратуру там.

Бывает и наоборот. Ребята с хорошими результатами ЕГЭ сначала поступают в вуз в своем регионе, а после бакалавриата стремятся поступить в магистратуры столичных вузов на те специальности, на которые поступить больше шансов, а эти специальности могут отличаться от полученных в бакалавриате, рассказывает Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС.

Смена специализации после бакалавриата часто объясняется еще и практичностью нынешней молодежи, которая с раннего возраста думает о карьере и заработках, полагает Абанкина. Молодые люди рано начинают совмещать работу с учебой и задают себе вопрос: «Кем я стану с этим дипломом и как быстро будут расти мои заработки?» Многие считают, что должны повысить свою квалификацию в магистратуре настолько, чтобы через три года после окончания вуза удвоить свои заработки, говорит Абанкина.

По данным исследования, при выборе магистратуры большинство респондентов назвали ключевым фактором специальность (83,8%) и вуз (61%). Еще для 36,6% опрошенных важным было наличие гранта, чтобы не оплачивать обучение. Большинство (88,6%) заявили, что предпочли бы выбрать техническое направление, 23,2% – экономическое, 14% – психолого-педагогическое, 11% – творческое, 9,2% – гуманитарное.

Нормальная практика

Отношение вузов к смене специальности после бакалавриата неодинаково. МФТИ, Томский политехнический университет (ТПУ), НИТУ МИСиС, ИТМО считают нормой смену специализации после бакалавриата.

При переходе в магистратуру студенты МФТИ довольно часто меняют специальность, рассказывает Виталий Баган, проректор по научной части МФТИ. Вуз, говорит он, видит повышенный интерес студентов к цифровым технологиям и в целом к техническим специальностям. Многие учащиеся чувствуют нехватку непрофильных знаний в области компьютерных наук, искусственного интеллекта, биоинформатики и, поступая в магистратуру, стараются нарастить арсенал своих исследовательских компетенций. Кроме того, поступая в магистратуру МФТИ, ребята фактически делают выбор будущего работодателя. А для того чтобы выбор был правильным, вуз ежегодно знакомит студентов с организациями, работающими в технической сфере, и два раза в год проводит дни карьеры, которые собирают более 100 компаний-работодателей.

Смена профиля в магистратуре – обычное дело и в ТПУ, хотя радикально меняют направление лишь некоторые студенты, поскольку в университете даже такие направления, как дизайн, менеджмент или экономика, имеют технический уклон, рассказывает Дмитрий Седнев, и. о. ректора ТПУ. По его словам, от 15 до 30% поступающих в магистратуру университета меняют профиль на смежное направление. Например, студенты могут поменять направление «химические технологии» на «оптотехнику». Обычно смена обусловлена желанием работать в междисциплинарном научном проекте, где нужны знания по разным темам: к примеру, магистрат создает покрытия для светодиодов, которые позволяют работать в агрессивной среде. Седнев замечает, что смена направления также нередко связана с профессиональными амбициями студентов, особенно когда диплом магистрата может помочь в продвижении по карьерной лестнице.

В НИТУ МИСиС 80% выпускников бакалавриата имеют широкую специализацию и студенты материаловедческих специальностей переходят в институты, связанные с IT, машиностроением, управлением качеством, техносферной безопасностью, рассказывает Александр Волков, проректор по образованию НИТУ МИСиС. Не меняют специальность, поясняет он, лишь 20% бакалавров, нацеленных на научно-исследовательскую карьеру и привязанных к конкретной лаборатории и научному руководителю. Также не меняют специализацию студенты уже непосредственно в магистратуре, так как каждая магистерская программа уникальна и создается с учетом требований работодателя, объясняет Волков.

Знают, кем станут

Другие вузы придерживаются противоположного мнения. МИФИ, Финансовый университет при правительстве России и Северо-Восточный федеральный университет заявили, что их студенты почти никогда или редко меняют специализацию при поступлении в магистратуру.

Например, в НИЯУ МИФИ основную массу бюджетных мест Минобрнауки выделяет на инженерные направления и почти все выпускники этих направлений учатся в магистратуре, продолжая вести уже имеющиеся научно-исследовательские проекты, рассказывает Олег Нагорнов, первый проректор НИЯУ МИФИ. В университете имеются магистерские направления, связанные с экономикой высокотехнологичных отраслей, на которых обучается небольшое число студентов, говорит он.

В Финансовом университете при правительстве России указывают, что большинство абитуриентов хорошо представляют, какую профессию хотят получить. По словам представителя вуза, студенты и выпускники Финансового университета в подавляющем большинстве работают в соответствии с полученной специальностью. По результатам мониторинга трудоустройства выпускников 2020 г. 85% выпускников, окончивших бакалавриат, и 93% выпускников, окончивших магистратуру Финансового университета, работают по специальности.