Заработки российских фрилансеров выросли

Они чаще отказываются от работы по найму в пользу внештатного труда
Freepik

В последние годы число фрилансеров в России и их заработки постоянно растут. В пандемийном 2020 году, согласно тогдашнему исследованию PwC, в России насчитывалось около 14 млн вольнонаемных работников. В 2023 г., по данным сервиса Solar Staff, их число уже достигло 19 млн. При этом, как ранее сообщал «Ведомостям» представитель Solar Staff, за первое полугодие 2023 г. российские фрилансеры суммарно заработали 5,3 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их доход вырос на 53%, а по отношению к двум предыдущим кварталам – на 17%. Средний месячный доход внештатников, выводящих деньги на российские карты (89% от общего числа фрилансеров), составил, по данным Solar Staff, около 100 000 руб. в месяц, на иностранные – 319 000 руб.

Сами фрилансеры тоже подтвердили рост своих доходов за последние два года. Опрос 3000 внештатников, проведенный Solar Staff в сентябре – октябре 2023 г. (всего было опрошено 3000 человек), выявил, что больше зарабатывать стали 50,5% дизайнеров, 41% преподавателей, 57% копирайтеров, 46% программистов. Одновременно с доходом у вольнонаемных работников выросла и нагрузка: 57% копирайтеров, 53% менеджеров, 51% маркетологов, 43% дизайнеров и 40,8% программистов сказали, что теперь работают больше, чем прежде.

Работник на час

Стремительный рост популярности фриланса и заработков вольнонаемных работников связан с тем, что в пандемию бизнес научился работать с удаленными внештатными сотрудниками и ценит дешевизну их услуг, полагает гендиректор фриланс-биржи Fl.ru Михаил Сысуенков. Он вспоминает, что только во время локдауна 2020 г. на Fl.ru пришло около 1000 новых компаний и с тех пор сохраняется стабильный рост заказчиков на 15% каждый год. По его наблюдениям, услуги фрилансеров обходятся дешевле услуг аутсорс-компаний или найма сотрудников в штат: фрилансеры готовы рассмотреть любой удобный бизнесу вид занятости, будь то почасовая загрузка, проектная работа или частичная занятость. Иными словами, вольнонаемные сотрудники могут решать задачи по мере их возникновения и закрывать потребности бизнеса. При этом платить им можно только за выполненные задачи и отработанное время. Кроме того, снижается среднесписочная численность организации и высвобождается время у менеджеров для других задач.

По наблюдениям Сысуенкова, к фрилансерам сейчас обращаются компании из оптовой и розничной торговли, промышленности, рекламы и маркетинга, индустрии развлечений, финансов, IT, здравоохранения, транспортных услуг. Заказы размещают компании с самым разным масштабом бизнеса – малые, средние, крупные. Более чем в половине случаев фрилансеров привлекают на разовые задачи со сроком выполнения до месяца, треть приглашают на проекты длительностью от месяца до полугода, а 15% работают в масштабных проектах, которые длятся от полугода до нескольких лет.

Фрилансеры чаще востребованы там, где можно легче и быстрее измерить результат работы и если что-то пошло не так, то сразу попросить вольнонаемного работника переделать работу, делится наблюдениями партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. По его словам, именно поэтому фриланс так распространен среди копирайтеров, маркетологов, дизайнеров. В этих сферах с помощью фрилансеров-одиночек быстро закрывают пиковый спрос, размещая краткосрочные одноразовые заказы. Но в долгосрочные проекты с высокой стоимостью потенциальной ошибки фрилансеров-одиночек приглашают реже и обычно нанимают сразу целую команду.

По данным онлайн-сервиса Youdo, сейчас каждая 10-я компания привлекает к сотрудничеству от 30 до 100 внештатников, а каждой 30-й компании требуется более 100 внештатников. Наиболее востребованны маркетологи и пиарщики (с ними работают или планируют работать 47% компаний), IT-специалисты (44%), курьеры (25%), дизайнеры (22%). Более того, российские компании сотрудничают не только с фрилансерами, находящимися в России, но и с теми, кто переехал за рубеж и находится сейчас в странах Европы, ближнего зарубежья, Восточной и Юго-Восточной Азии, выяснили в Solar Staff. По данным опроса, проведенного компанией, более половины (64%) переехавших маркетологов по-прежнему выполняют заказы для российских работодателей и только 15% столкнулись с отказом от дальнейшего сотрудничества после переезда. Получают заказы из России также 55% релокантов-дизайнеров, 44% релокантов-преподавателей и 41% релокантов-программистов.

Российские компании нанимают релокантов, потому что могут оплачивать их услуги так же, как если бы эти специалисты находились в России, на карты и счета российских банков, говорит представитель Solar Staff. Но самому фрилансеру может быть сложно обналичить деньги с российских счетов в локальной валюте. Придется использовать системы переводов, крипотовалюту и другие способы конвертации, добавляет он.

Тем не менее, выбирая, кого нанять, заказчики в последнее время все чаще отдают предпочтение специалистам, находящимся в России, это кажется проще и надежнее, замечает Сысуенков. По его наблюдениям, работу с релокантами компании рассматривают в тех случаях, когда фрилансер обладает какими-то особыми навыками, требующимися для решения поставленной задачи. Ранее главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова сказала «Ведомостям», что из-за границы работает порядка 10% российских фрилансеров.

Больше самозанятых

Обычно компании обращаются к фрилансерам, которых им порекомендовали, а также ищут их в социальных сетях и отраслевых чатах, например в Telegram, говорит представитель Solar Staff. По его словам, гораздо реже работодатели в поисках внешатников идут на маркетплейсы. Чаще всего бизнес предпочитает работать с самозанятыми фрилансерами, так как этот налоговый статус дает уверенность, что человек действительно работает легально и является добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, с самозанятыми компаниям проще оформить и подписать NDA и передачу интеллектуальных прав на результаты деятельности фрилансера, если это необходимо.

Самозанятость сегодня стала основным способом оформления внештатных сотрудников, соглашается Артем Кумпель, управляющий директор платформы «Авито работа». По его словам, статус самозанятого упрощает процесс заключения договора и оплаты между заказчиком и исполнителем. Именно по числу самозанятых в России можно судить о динамике российского рынка фриланса, полагает Кумпель. Он напоминает, что в мае 2023 г. замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова сообщила, что за пять лет число самозанятых в России выросло более чем в 20 раз – с 337 000 человек до 7,5 млн.

44% фрилансеров

сегодня более всего озабочены растущей конкуренцией, а еще 33% – уходом с рынка многих компаний, следует из данных исследования Национальной гильдии фрилансеров

В 2023 г. наметилась интересная тенденция: большинство фрилансеров перестали считать такой вид деятельности подработкой, для многих работа на фрилансе превратилась в их основной вид деятельности. По данным Национальной гильдии фрилансеров, в 2023 г. фриланс стал основным заработком для 60% внештатников и только для 40% он по-прежнему остается способом подработать. Для сравнения: в 2020 г. 75% вольнонаемных работников говорили, что на фрилансе только подрабатывают, и лишь 25% считали такую работу своим основным видом занятости.

В условиях обострившегося кадрового голода у специалистов стало больше возможностей диктовать работодателям собственные условия и по зарплатным ожиданиям, и по организации труда, делится соображенями Сысуенков. Фриланс, продолжает он, многим удобен потому, что при такой форме занятости отсутствует потолок доходов: если в штате организации бюджеты согласовываются заранее и гораздо труднее получить повышение зарплаты в середине года или внеплановую премию, то на фрилансе доходы зависят лишь от самого исполнителя. Вольнонаемный может выбирать проекты и локации работы, он живет в гибком графике и получает множество возможностей для саморазвития, рассказывает креативный продюсер Дмитрий Достоевский, который работает на фрилансе уже пять лет. Минусы жизни «на вольных хлебах» он видит только в том, что поток заказов и, соответственно, заработки бывают нестабильными. А кроме того, иногда попадаются заказчики, которые затягивают сроки оплаты работы или меняют требования после начала проекта.

Фриланс дает много преимуществ, но подходит далеко не всем, убежден копирайтер Николай Столетний. И дело не только в нестабильности заработков, не всегда удачном распределении нагрузки и регулярно случающихся переработках. «Когда работаешь в штате компании, ты постоянно профессионально растешь, переходишь из должности в должность, решаешь много новых интересных задач. На фрилансе же ты лишь пожинаешь плоды уже накопленного опыта работы, но профессионально не развиваешься», – говорит он. По его мнению, для дальнейшего роста профессионалу просто необходимо возвращаться со временем на работу по найму, а фриланс – это лишь комфортная и удобная передышка.

Защита от негатива

В работе с заказчиками большинство фрилансеров беспокоит, заплатит ли им клиент вовремя или же не заплатит вовсе, как будет строиться коммуникация и насколько четко будут поставлены задачи, показал опрос Solar Staff. Однако, по данным исследования, менее половины исполнителей сталкиваются в итоге с негативным поведением заказчика. Часто это связано с тем, что фрилансеры предпочитают работать с проверенными, уже знакомыми заказчиками, коммуникация с которыми была выстроена ранее. Кроме того, к квалифицированным фрилансерам заказчики часто приходят по рекомендациям. Это означает, что исполнитель уже априори имеет в их глазах преимущество перед другими кандидатами, найденными на свободном рынке.