Россияне все меньше думают о карьере

Многие работники удовлетворяются малым и их это устраивает, отмечают эксперты
Freepik

В условиях кадрового дефицита компании нередко боятся потерять сотрудников и не найти на их место новых. Многие понимают, что в этом случае не достигнут результатов, которых можно было бы достичь при полной укомплектованности штата. Страх потерять работников сегодня испытывает более половины работодателей, показал опрос 520 представителей компаний, проведенный недавно рекуртинговой компанией Get Experts (бывшее ООО «Хейз Спешиалист Рекрутмент»). 57% опрошенных признались, что за последний год часть их сотрудников принимала решение сменить сферу деятельности или профессию. Работодатели были уверены, что это связано с профессиональным выгоранием (43%), нежеланием заниматься прежним делом (41%), отсутствием перспектив в текущей профессии (36%).

Авторы исследования заинтересовались, чем в нынешних условиях можно мотивировать работников остаться на своем месте. Они опросили 1485 человек и выяснили, что за последние пять лет приоритеты сильно поменялись. Раньше на первое место среди факторов нематериальной мотивации сотрудники ставили возможности профессионального развития и карьеры, многие мечтали о выполнении разноплановых и интересных задач. Теперь в приоритете условия труда: 59% респондентов сказали, что хотели бы работать из дома, 49% ценят гибкие графики, 41% хочет соблюдать баланс между работой и личной жизнью. О возможностях карьерного роста и профессиональном развитии сотрудники тоже думают, но только в 37% и 34% случаев соответственно.

Снижение в жизненных ценностях роли карьеры и рост внимания к качеству жизни, – общемировой тренд в развитых странах. И это особенно выражено у молодых сотрудников, которые более чувствительны к всем изменениям, полагает лидер практики «Социология бизнеса» компании «Экопси консалтинг» Андрей Онучев. Но есть и российская специфика, добавляет Виктория Петрова, в прошлом HR-директор компаний UC Rusal и «Базовый элемент», а ныне исполнительный директор консалтинговой компании «ЛюдиPeople». По ее мнению, многим было гораздо легче делать карьеру на растущем рынке прошлых лет, когда компании выходили на IPO, наращивали выручки и покоряли новые регионы.

Свою лепту внес и начавшийся в России рост зарплат, продолжает Петрова. Теперь многие зарабатывают столько, сколько нужно для удовлетворения самых своих базовых потребностей и желаний. «Люди словно поднялись с нижних ступеней пирамиды потребностей, удовлетворили физиологические потребности и потребность в безопасности, а потом застряли где-то посередине, так и не поднявшись на верхнюю ступень, где появляется потребность в саморазвитии и самовыражении», - полагает эксперт.

Впрочем, желание себя реализовать чаще появляется тогда, когда в компании хорошо организована система труда, а в России это по-прежнему редкость, замечает Петрова. «Я только что вернулась из Якутии, где посещала одну производственную компанию. Там настолько плохо организованы производственные смены, что рабочие по полтора часа стоят в очереди на медосмотр, а потом во время обеда теряют еще 35 минут на очередь в столовой», – рассказывает она и добавляет, что опыт ее многочисленных командировок на производства в разных уголках России показывает, что такая ситуация отнюдь не исключение из правила. В результате люди вне зависимости от профессии разочаровываются, опускают руки и отрабатывают лишь то, что положено.

Нельзя забывать и о той роли, которую в отношении к карьере сыграла пандемия, напоминает партнер хедхантинговой компании Kontakt Intersearch Russia Юлия Забазарных. Особо большие перемены она видит среди своих клиентов-руководителей, которые традиционно много перерабатывали, а в пандемию вдруг осознали, что жизнь коротка, она состоит не только из решения бизнес-задач, но также из общения с семьей, разных увлечений, поездок и путешествий. Это заставило даже топ-менеджеров больше заботиться о балансе между работой и личной жизнью, замечает эксперт и добавляет, что больше всего прониклась этими идеями часть молодых руководителей.

72%

работодателей отмечают, что за последний год желание их сотрудников соблюдать баланс между работой и личной жизнью заметно возросло, выяснили в Get experts.

В России действительно стала исчезать культура долгого пребывания в офисе, но это произошло из-за того, что пандемия размыла границы рабочего времени, приучила людей работать вне офиса и часто быть на связи с работодателем даже после официального окончания рабочего дня, замечает Забазарных. В результате руководители знают, что, хотя сотрудник и ушел из офиса, он все равно продолжит трудиться до получения результата. Получается, что даже если на словах руководители сами стремятся к балансу между личной жизнью и работой и приветствуют такой подход к работе, на деле это не так.

Сотрудники, говорит Забазарных, привыкли во время пандемии к удаленному режиму труда и видят в нем определенные плюсы. Но работодатели не готовы отказаться от постоянного контроля над сотрудником и считают, что на удаленке продуктивность падает. Например, Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot, недавно рассказывал «Ведомостям», что работодателям удаленные графики работы часто не нравятся, так как сотрудники хуже выполняют поставленные KPI. Тем не менее, работодатели вынуждены идти на поводу у работников и оставлять их на удаленке. Ведь в условиях дефицита кадров в России сложился «рынок работника».

80%

российских компаний внедряют гибридный или удаленный формат работы, чтобы мотивировать своих сотрудников, показал опрос Get experts.

Такое несовпадение представлений о мотивации приводит к вполне закономерному результату: 52% сотрудников не очень удовлетворены системой нематериальной мотивации в их компаниях, а 16% не удовлетворены ее совсем, показал опрос рекрутинговой компании Get experts. Похоже, что выбранная ранее российским бизнесом система нематериальной мотивации сегодня теряет свою актуальность – у сотрудников изменились стимулы к работе, замечает директор практик Get Experts Анна Михеева.

Если изменения в мотивационном профиле будут и дальше усиливаться, может потребоваться поиск новых инструментов мотивации или модернизация старых, размышляет Андей Онучев из «Экопси консалтинг». Решить проблему и сократить процент неудовлетворенных сотрудников помогут разговор между hr и сотрудниками компаний, опросы, мотивационные беседы, комбинированная нематериальная мотивация и прочие изменения, полагает Михеева. Люди сейчас стали очень нервными и уязвимыми, их сделали такими сначала пандемия, а потом спецоперация, говорит hr-эксперт Виктория Петрова. Если их правильно мотивировать, успокаивать и поддерживать, они будут лучше работать и приносить пользу и себе, и компании, заключает она.