Абрамченко: экологические технологии не должны попадать под политические ограничения

В 2019 году Российская Федерация присоединилась к Парижскому соглашению по климату, в соответствии с которым страны должны удержать рост средней температуры на планете в пределах 1,5–2°Ϲ, что подразумевает меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере. Каким должен быть здоровый климат, что необходимо сделать, чтобы он был таковым, и что уже сделано, рассказала на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) заместитель председателя правительства Российской Федерации Виктория Абрамченко.

Как отметила вице-премьер, тот потенциал, который был у советской научной школы в области выбросов и поглощений, не был растерян, и научные институты, в том числе, по линии Российской Академии наук, по линии Росгидромета продолжают свою работу.  А в этом году началась работа в рамках новой федеральной научно-технической программы в области климата и экологии.

«Мы разбили блоки внутри программы на несколько направлений и консорциумов. Один консорциум будет заниматься океаном, второй — сушей, третий — прогностическими моделями, четвертый — адаптационными мероприятиями. И все эти команды, а это наука и представители бизнеса и федеральных органов исполнительной власти, по этим ключевым трекам будут искать ответы на возникающие вопросы», — рассказала Абрамченко.

Еще одно важное направление климатической повестки – это нормативно-правовое регулирование. Абрамченко напомнила, что это регулирование создавалось с нуля. «Мы в 2019 году ратифицировали Парижское соглашение, присоединились к нему, но нормативно-правового регулирования не было. И оно появилось: мы приняли 296 федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». Мы приняли отдельный закон о том, как Сахалин готовится к реализации эксперимента на территории отдельно взятого субъекта по достижению углеродной нейтральности. В рамках 296 закона мы разработали все подзаконные акты. То есть мы рассказали, что такое климатические проекты, как их реализовывать, как их верифицировать, как их учитывать. Мы рассказали, какие структуры должны этим заниматься».

По мнению Абрамченко, конференция ООН по вопросам изменения климата COP26, которая состоялась в 2021 году, во многом учла интересы России. «Мы предусмотрели, и партнеры нас поддержали, что атомная генерация является той самой зеленой энергетикой с низким выбросом парниковых газов, и я считаю, что это успех не только для РФ, но и для многих государств, у которых есть атомная генерация. Мы предусмотрели, что должен быть равный доступ к технологиям. И нас тоже в этом поддержали. Мы продлили срок для реализации лесоклиматических проектов до 45 лет, потому что наши российские леса растут долго – это не тропические леса – необходимо было увеличивать такой срок, и мы добились этого. РФ по-прежнему остается климатически ответственным государством, она реализует все взятые на себя обязательства».

Однако, как отметила вице-премьер, теперь иностранные партнеры запрещают поставлять оборудование, которые необходимо для экологической и климатической модернизации российских производств. «Россия должна быть в одностороннем порядке быть климатически активным государством? Очевидно, что ответ – нет. Поэтому сегодня необходимо ставить данный вопрос перед всеми государствами, которые поддерживают тренд на снижение выбросов парниковых газов. Доступ к технологиям, оборудование и те самые экологические технологии, связанные с модернизацией промышленности и направленные на снижение выбросов парниковых газов, должны быть общими. Они не должны попадать ни под какие санкции, ни под какие ограничения», — сказала она.