Поручение Путина удвоить строительство дорог не выполняется

Регионы стабильно отстают от графика, а денег в дорожных фондах все меньше
Регионам пока нечем порадовать Владимира Путина/ Антон Ваганов/ ТАСС

С каждым годом поручение президента Владимира Путина удвоить темпы строительства дорог становится все менее реалистичным для регионов, показали итоги 2014 г., которые подвела Ассоциация территориальных органов управления дорогами «Радор».

Финансирование региональных дорог стагнирует. В 2014 г. расходы региональных дорожных фондов на дорожное хозяйство составили 345 млрд руб. (см. график), подсчитал «Радор»: почти на уровне 2012 г. Прогноз на 2015 г. – 394,4 млрд руб., оценил «Радор», столько же составили ассигнования на региональные дороги в 2013 г.

Регионам хронически не хватает денег даже на поддержание имеющейся дорожной сети. По данным «Радора», всего в 2014 г. на содержание и ремонт регионы смогли направить 191,9 млрд руб., а по нормативам требовалось в 7 раз больше – 1,33 трлн. При таком финансировании за 2014 г. было отремонтировано 9219 км дорог – это 2% дорожной сети, а между ремонтами проходит 50 лет, указывает гендиректор «Радора» Игорь Старыгин.

Ситуация с новым строительством еще хуже. В 2012 г. Путин поручил за 2013–2022 гг. построить вдвое больше автомобильных дорог, чем за 2003–2012 гг., – как федеральных, так и региональных и местных. При расходовании федерального дорожного фонда выполнение президентского поручения будет приоритетом, несмотря на сокращение ассигнований, заверил вчера руководитель Росавтодора Роман Старовойт (см. врез).

Федеральное ускорение

324 км новых федеральных трасс будет введено в эксплуатацию, планирует Рос­авто­дор. В ближайшие годы Росавтодор «создаст технический задел», говорится в материалах ведомства: займется проектированием и подготовкой документации. Темпы ввода вырастут в ближайшие годы незначительно (360 км в 2016 г., 384 км в 2017 г.), зато после 2017 г. увеличатся до 750–1000 км в год, рассчитывает Росавтодор.

Регионы с первого года отстают от графика: в 2013 г. нужно было ввести в эксплуатацию 1741 км трасс, а удалось – 1528 км. В 2014 г. план был снова не выполнен: построено и реконструировано 1249 км вместо 1548 км. Чтобы все же выполнить президентское поручение до 2023 г., темпы строительства придется наращивать все быстрее (см. график): с 2017 г. регионы должны будут ежегодно строить примерно на 1000 км больше, чем в прошлом, и в 2022 г. поставить рекорд и за год сдать 9910 км. Для сравнения: за 2008–2012 гг. было построено 8555 км.

При ограниченном финансировании естественно сосредоточиться не на строительстве новых объектов, а на поддержании имеющейся сети, говорит региональный чиновник: если дорогу вовремя не ремонтировать, потом ее будет дороже восстановить, а тратить деньги на новый участок, когда на действующих дорогах ямы, просто нет смысла. К тому же часто нужны объекты, которые требуют существенных затрат, а прирост километража дадут незначительный, сказал федеральный чиновник, например новые мосты. Это здравый подход, поддерживает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: при срыве межремонтных сроков начинается деградация самого основания дороги.

Минтранс еще в прошлом году составил рекомендации для регионов, которые должны помочь им выполнить поручение президента: например, найти новые источники для своих дорожных фондов – плату за парковку на местных дорогах, за присоединение объектов дорожного сервиса, за прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода, сборы с местных платных участков. Наиболее реалистичный источник – сборы с грузовиков массой свыше 12 т, признают чиновники, курирующие инфраструктуру. С ноября должна заработать система, которая позволит взимать плату с фур, движущихся по федеральным трассам. Собранные деньги пойдут на региональные дороги, вновь пообещал вчера Старовойт. Минтранс, Росавтодор и регионы по поручению Путина уже думают о введении платы и за проезд по региональным дорогам, собирать которую можно было бы при помощи аналогичных региональных систем.

Одновременно с сокращением финансирования подорожало строительство, напоминает Блинкин, причем по всей цепочке: дороже стал даже щебень, поскольку для его дробления многие подрядчики используют импортные установки, которые брались в лизинг. Два года назад удвоение казалось относительно реалистичным, сказал Блинкин: показатели в прошлом десятилетии были не самые высокие, а сейчас, хотя формально задача, конечно, не снимается, всерьез говорить о ее выполнении сложно.