Инфляция пошла на снижение

Падение доходов населения будет и дальше тормозить рост потребительских цен
Пик инфляции пройден. Спад доходов затормозит ее/ Д. Абрамов/ Ведомости

Вслед за снижением ключевой ставки ЦБ восстановится потребкредитование, это поддержит потребление, особенно с учетом низкой склонности россиян к сбережению – ставки по депозитам останутся скорее всего отрицательными в реальном выражении, какими они и были в течение последних 10 лет почти беспрерывно, отмечает Наталия Орлова из Альфа-банка. После ограничения роста тарифов естественных монополий темп их индексации скорее всего повысят, и санкции могут стать для этого веским аргументом; а социальные расходы бюджета вырастут из-за парламентских и президентских выборов – замораживание индексации зарплат бюджетников придется перед выборами наверстывать. В ситуации высокой монополизации экономики и низкой конкуренции, создающих крайне благоприятные условия для поддержания высокой инфляции, дополнительная поддержка спроса и рост издержек из-за повышения тарифов будут препятствовать дальнейшему снижению цен. Снизившись до 11% к концу 2015 г., инфляция в ближайшие годы может оставаться на уровне 8–10%, полагает Орлова. Достижение ориентира ЦБ по инфляции – 4% в 2017 г. – вступает в противоречие с задачами электорального цикла и потому сомнительно, заключает она.

По данным Росстата, за ап­рель потребительские цены выросли на 0,5% в сравнении с мартом (тогда – на 1,2%), за год по апрель – на 16,4%. Пик инфляции пройден в марте, когда она составила 16,9%.

Это первое снижение индекса цен с июля 2014 г. (см. график), с августа он снова начал расти из-за запрета правительства на импорт ряда продовольственных товаров, а к концу года рост цен резко ускорился из-за девальвации рубля и вызванного ею ажиотажного спроса на товары длительного пользования. К весне 2015 г. темпы роста цен в сравнении с мартом – апрелем 2014 г. ускорились более чем вдвое.

В апреле рост индекса цен замедлился по всем трем основным составляющим (продовольствие, непродовольственные товары, услуги), но прежде всего – за счет плодоовощной продукции, за год по апрель подорожавшей на 30% против 38% за год по март. Росстат отмечает, что на большинство видов плодоовощной продукции цены снизились. Из 11 основных видов продовольственных товаров пять продолжали дорожать быстрее, чем в марте (в том числе хлеб).

В целом продовольствие (без алкоголя) подорожало в годовом сравнении на 23,4% (в марте – на 24,7%), непродовольственные товары – на 18% (18,4%), услуги – на 11,8% (12,6%). Базовый индекс цен (исключает плодоовощную продукцию, бензин, регулируемые государством тарифы) остался, как и в марте, на уровне 17,5% в годовом сравнении, помесячные темпы роста (к предыдущему месяцу) замедлились до 0,8% (1,5% в марте).

Замедление инфляции обусловлено снижением влияния правительственных антисанкций, укреплением рубля и ослаблением покупательной способности домохозяйств, отмечает Дмитрий Полевой из ING. Падение реальных доходов населения и зарплат (на 7–10% за год, по прогнозу Минэкономразвития) при сокращении потребкредитования станет главным фактором торможения роста цен: ЦБ, в конце апреля снизивший ключевую ставку с 14 до 12,5%, ожидает, что через год к апрелю 2016 г. инфляция замедлится до менее 8%.

С начала года цены выросли на 7,9% при прогнозе Минэкономразвития в 11,9% в целом за 2015 г. – т. е. согласно прогнозу рост цен в оставшийся до конца года период должен быть в среднем не выше 0,5 п. п. в месяц. Рынок пока сомневается в реалистичности такой динамики: консенсус-прогноз Bloomberg предполагает замедление в IV квартале до 12,5%, «Интерфакса» – до 12,6% к концу года.