Статья опубликована в № 3836 от 22.05.2015 под заголовком: Магистраль дошла до пенсий

Пенсионные накопления пойдут на финансирование дороги Москва – Санкт-Петербург

Финишный участок трассы профинансируют ВЭБ и ВТБ
Финишный участок платной дороги Москва – Санкт-Петербург будет построен на пенсионные накопления и кредит ВЭБа
Е. Разумный / Ведомости

Наблюдательный совет ВЭБа в четверг одобрил предоставление кредита компании «Магистраль двух столиц», сообщил председатель госкорпорации Владимир Дмитриев. Сумма займа – 6,5 млрд руб., срок – 15 лет. «Магистраль двух столиц» – структура «ВТБ капитала» и французской группы Vinci (см. врез). Она построит и будет обслуживать один из крупнейших участков новой платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург – секцию от Новгорода до въезда в Санкт-Петербург (см. карту).

Госкомпания «Автодор», ответственная за проект, оценивала стоимость строительства в 83,1 млрд руб. без учета расходов концессионера на содержание проектной компании, обслуживание долга и создание резервов. Государство выделит на строительство 57,6 млрд руб., остальные средства должна привлечь «Магистраль двух столиц». Компания подписала концессионное соглашение с «Автодором» в ноябре прошлого года.

Кто строит

«Магистраль двух столиц» принадлежит «ВТБ капиталу» через «ИИ холдинг» (49,5%), структуре Vinci (40%) и турецкой IС Ictas через «Русмостстрой» (10,5%). Турецкая компания вошла в число собственников, чтобы доля «ВТБ капитала» стала ниже 50% – это страхует компанию от санкционных ограничений.

Конкурсная документация предполагала, что к моменту заключения соглашения концессионер должен достичь «финансового закрытия» – т. е. договориться о привлечении средств. Финансирующие организации сразу подтвердили готовность вкладывать в проект, напоминает представитель «Автодора»: «У нас нет оснований сомневаться в том, что концессионер не обеспечит привлечение средств».

«Магистраль двух столиц» формально действительно выполнила требования конкурсной документации, но тогда провела далеко не все необходимые согласования, рассказывали два человека, близких к Минтрансу. А после введения санкций в отношении ВТБ и ухудшения ситуации на финансовом рынке испытывала трудности с привлечением денег по ставке, заложенной в финансовой модели проекта, говорили собеседники «Ведомостей».

В ближайшее время финансирование проекта все-таки начнется. ВЭБ планирует подписать кредитное соглашение с «Магистралью двух столиц» через месяц, во время Петербургского экономического форума, говорится в сообщении банка развития. Проект также будет финансироваться «за счет выпуска облигаций и выкупа их пенсионным фондом ВТБ», сообщил Дмитриев. Представитель «ВТБ капитала» это не комментирует. На прошлой неделе «Магистраль двух столиц» зарегистрировала три выпуска облигаций на общую сумму 26,25 млрд руб. и со сроком погашения порядка 15 лет. Размещение намечается в ближайшее время, говорит человек, близкий к компании.

Привлечение пенсионных накоплений из своего пенсионного фонда дает существенную гибкость по срокам и ставкам, замечает партнер PwC Дмитрий Ковалев: аналогичным образом свои инфраструктурные проекты уже финансирует «Лидер».

К тому же такие бумаги достаточно комфортны для инвестирования пенсионных накоплений, продолжает Ковалев. RAEX присвоил «Магистрали двух столиц» высший рейтинг кредитоспособности – A++, прогноз – «стабильный». Российская Федерация в лице «Автодора» по концессионному соглашению принимает на себя основные юридические риски и риски, связанные с трафиком, а генеральный подрядчик, совместное предприятие IC Ictas и Astaldi, осуществляет строительство на условиях зафиксированной цены, перечисляет директор по корпоративным рейтингам RAEX Павел Митрофанов (его слова приводятся в сообщении агентства). Финансировать проект будут ВТБ и ВЭБ, что также позволяет компании рассчитывать на поддержку со стороны государства, указывает Митрофанов. Даже если концессионная компания прекратит существование, государство все равно будет отвечать по старшему долгу, указывает Ковалев.

Срок концессионного соглашения – 27 лет. «Магистраль двух столиц» будет получать от государства платежи, которые покроют расходы на эксплуатацию и позволят вернуть инвестиции с доходностью.

«Магистраль двух столиц» уже приступила к строительству: концессионер представил пакет рабочей документации по проекту, на месте развернут штаб строительства, говорит представитель «Автодора». Участок, как и вся трасса, должен быть построен к чемпионату мира по футболу 2018 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать