Экономика
Бесплатный
Маргарита Лютова
Статья опубликована в № 3844 от 03.06.2015 под заголовком: Дорожный долг

Ленинградская область обратилась к идее инфраструктурных облигаций

Регион думает о целевых займах для дорожного строительства

Ленинградская область изучает возможность выпуска транспортных облигаций, заявил на этой неделе и. о. губернатора Александр Дрозденко (его цитаты по «Интерфаксу»). Это может быть заем, который «пойдет целевым образом на инженерное обустройство развязок», объяснил он. Возможные объекты – объезд Гатчины и Всеволожский виадук, добавил Дрозденко: сейчас идут переговоры с возможными инвесторами, которые могли бы принять участие в этих проектах.

Выпуск таких займов пока только прорабатывается, подчеркивает представитель областной администрации: конкретный механизм будет определен позднее.

Идея «окрашенных» займов для финансирования инфраструктуры обсуждается не первый год – как на федеральном уровне, так и в регионах. Но Бюджетный кодекс не позволяет привлекать займы под конкретные цели, объясняет Карен Вартапетов из S&P: расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита. А если привлеченные деньги не «окрашенные», то по факту они могут быть использованы на другие цели, а не на инфраструктуру, добавляет региональный чиновник.

Занять для РЖД

Необычное предложение было у РЖД: в 2011 г. монополия в письме к правительству предлагала выпустить государственные инфраструктурные облигации на 400 млрд руб., а потом внести привлеченные средства в ее уставный капитал или напрямую вложить в инвестпроекты компании. Деньги требовались на капремонт путей, строительство ответвлений, устранение узких мест и другие проекты инвестпрограммы. Предложение тогда одобрено не было.

Есть альтернативный способ. Регион может создать специализированное акционерное общество, подконтрольное администрации, которое и выпустит облигации, отмечает Вартапетов. Но вариант не слишком привлекательный. Под заем может потребоваться гарантия региона, говорит Вартапетов, иначе стоимость заимствования будет выше.

Но и при наличии госгарантии такое привлеченное финансирование все равно будет дороже, чем заем самого региона, замечает партнер EY Александр Ерофеев. Взыскание по госгарантиям – долгий и сложный процесс, поэтому даже бумаги таких эмитентов, на 100% подконтрольных государству, торгуются с дисконтом по отношению к суверенным, объясняет он.

К тому же гарантии учитываются как долг региона, на размер которого существуют законодательные ограничения, продолжает Вартапетов. А многие регионы уже вплотную к ним приблизились, напоминает он. В 2014 г. в 47 регионах долг превысил половину доходов, дефицит бюджета почти у половины превысил среднерегиональные 5%, указывали в опубликованном недавно исследовании эксперты Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ.

Большинство регионов рост нагрузки за счет таких гарантий позволить себе не смогут, признает региональный чиновник, да и окупаемых проектов немного.

Часто основной мотивацией для использования ГЧП регионами служит именно возможность не учитывать потенциальные обязательства по соглашению в долговой нагрузке, указывает Ерофеев. В Европе многие страны не учитывали обязательства по контрактам ГЧП в долговой нагрузке, используя лазейки в законодательстве, но теперь этот вопрос урегулирован, рассказывает он. А в российской практике этот вопрос пока до конца не определен, добавляет Ерофеев.

Обязательства региона по контрактам ГЧП могут быть приравнены к долговым, объяснял ранее Вартапетов. Хотя по Бюджетному кодексу обязательства по ГЧП к долговым не относятся, по их экономической сути их причисляют к долгам, объясняет он, т. е. регион, запускающий такие проекты, фактически наращивает долговую нагрузку и снижает кредитоспособность.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more