Статья опубликована в № 3852 от 16.06.2015 под заголовком: Не место для сделок

EY: 57% российских предпринимателей верят в развитие экономики

Но только 16% мировых компаний интересуются сделками в России

Экономический спад не лишает российский бизнес надежды на стабилизацию ситуации в кратчайшие сроки. В развитие российской экономики верят 57% российских респондентов. Таковы итоги исследования, которое провела консалтинговая компания EY, опросившая 73 руководителя российских компаний. Больше всего их (53%) беспокоит рост политической нестабильности и высокая волатильность валютного и сырьевых рынков (30%). «Компании стараются адаптироваться к новым реалиям, меняя вектор своего развития», – говорит партнер EY Алексей Иванов. Для этого они планируют повысить эффективность, снизить затраты и освоить новые рынки (см. график). 67% респондентов назвали снижение затрат главным пунктом программы развития – на 31% больше, чем в 2014 г. Правда, всего 19% предпринимателей готовы инвестировать в развитие бизнеса, а уже инвестируют только 7% респондентов.

На российском рынке M&A перспективы не столь оптимистичны: только 14% респондентов рассчитывают на рост, а большая часть опрошенных уверены, что текущая ситуация на рынке сохранится, – за 2014 г. он упал более чем вдвое. Но интерес российских компаний к сделкам M&A растет, 49% респондентов намерены заключить сделку в ближайшем году, 92% – готовы увеличить их число. На рынок вышли компании, пострадавшие от финансового кризиса, они более открыты к диалогу с покупателем, объясняют аналитики EY. Но российского рынка это не коснется: только 16% респондентов в мире и 6% в России интересуются покупкой активов в России. По оценкам самих компаний, вероятность заключения сделок в России невелика – 29%. Российский бизнес продолжает искать резервы на внутреннем рынке, а из-за санкций привлекать средства сложнее. Нехватка ресурсов – главный сдерживающий фактор для 31% респондентов. Общей для российского рынка остается проблема со специалистами. Дефицит инженерных кадров – почти во всех отраслях промышленности, согласен гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев.

Самыми привлекательными для российских компаний остаются рынки США, Великобритании и Германии, для многих приоритетными направлениями стали Китай и Индия. С китайским рынком есть проблемы, предупреждает экономист БКС Владимир Тихомиров: если китайский экспорт пострадает, потребление российского сырья будет небольшим.