Госкомпании соревнуются в оригинальности деловых площадок на Петербургском форуме

Один из самых дорогих стендов – у Сбербанка
Стенды оборудованы всем необходимым, в том числе интернетом и стационарной связью/ Валерий Шарифулин/ ТАСС

На вопрос, какой стенд Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) запомнился вам больше всего, практически все участники форума называют Сбербанк. Как партнеры форума стараются переплюнуть друг друга в дизайне и функциональности своих презентационных площадок и зачем они это делают, разбирались «Ведомости».

Цена партнерства

В этом году у форума 53 партнера, в том числе четыре генеральных. Организаторы не раскрывают размер партнерского контракта, уточняя лишь, что для партнеров одной категории стоимость одинакова. На сайте госзакупок есть проект контракта «Роснефти» – генерального партнера – на 55 млн руб. Стратегический партнер «Россети» платит по контракту 27,14 млн руб., международный партнер «Зарубежнефть» – 9,4 млн руб, следует из данных госзакупок.

Переговоры или выставка

Каждый партнер ПМЭФ, независимо от статуса, получает возможность построить на площадке форума свою зону делового общения, рассказал «Ведомостям» представитель фонда, который организует форум. Это можно сделать не только в седьмом павильоне, где разместились площадки генеральных партнеров – «Газпрома», «Роснефти», Сбербанка, ВЭБа, но и на открытых площадях на территории «Ленэкспо», как «Мерседес-Бенц» или «Балтика». Из 16 партнеров форума, разместившихся в седьмом павильоне, 13 – компании с госучастием.

Стенды оборудованы всем необходимым, в том числе интернетом и стационарной связью, и используются как переговорные первых лиц или презентационные площадки. «Стенд «Газпрома» используется председателем правления и его заместителями 12 часов в сутки, подтвердил Сергей Калитюк, директор «Газпром экспо», отвечающей за выставочные проекты газовой монополии. В рамках пакета партнера «Газпрому» также предоставляются две переговорные, которые используют другие члены делегации, отметил Калитюк. На стенде «Россетей» с первых часов форума работает гендиректор Олег Бударгин, там проходят все подписания соглашений и переговоры, говорит представитель компании Дмитрий Бобков. ВЭБ использует переговорные, расположенные на своем стенде, а «Роснано» бронирует для этого дополнительные помещения. «Большую часть стенда занимает продукция 16 проектных компаний «Роснано» и проектов нанотехнологических центров Фонда инфраструктурных и образовательных программ проектных компаний, для закрытого переговорного помещения там просто нет места», – объяснил представитель компании Денис Белозеров. Партнерский взнос включает в себя возможность приглашения более 20 представителей проектных компаний, для которых самостоятельно оплачивать высокий регистрационный сбор довольно накладно, добавил он.

Частные компании предпочитают экономить и зачастую бронируют лишь переговорные комнаты или отдельные «домики для переговоров». «Переговоры, встречи и интервью наши участники форума проводят в арендованном у организаторов коттедже», – сообщила директор департамента общественных связей «Русала» Ольга Санарова. «Домик» может арендовать любая компания – участник ПМЭФ, уточнили организаторы.

Джек Ма оценит

Один из самых запоминающихся стендов строит Сбербанк, повторяют постоянные участники форума. В банке не комментировали подробно ни свое участие, ни стоимость стендов. Банк надеется выступить «на ПМЭФ-2015 не менее достойно, чем в предыдущие годы», ответил на запрос «Ведомостей» представитель Сбербанка. Как правило, проект Сбербанка – один из самых дорогих на ПМЭФ, следует из данных с сайта госзакупок. В 2013 г. комплекс из программного обеспечения и непосредственно застройки обошелся госбанку примерно в 83 млн руб., в 2014 г. – около 54 млн руб., следует из данных госзакупок. В 2015 г. «Сбер» планировал потратить на изготовление и монтаж своей презентационной зоны 41 млн руб., еще до 10,86 млн руб. планировалось вложить в создание программного обеспечения (ПО), с помощью которого посетители смогут самостоятельно управлять контентом, который выводится на видеостены, отдельно стоящие экраны, интерактивные мультимедийные столы и другие устройства. На стенде банка также можно сфотографироваться и сразу распечатать фотографии, говорится в закупочной документации. По данным закупки, использование стенда предполагается и на Международном инвестиционном форуме в Сочи.

По традиции на презентационной площадке Сбербанка в «Ленэкспо» работает не только персонал, но и два робота. На вопрос корреспондента «Ведомостей»: «Почему ты такой?» – один из них, тот, что поменьше, ответил: «Я люблю вас всей душой» – и отвернулся в сторону. Второй робот более сложный – с ним посетитель может сыграть в квест в павильоне банка и получить небольшой подарок, рассказал сотрудник Сбербанка, работающий в павильоне «Ленэкспо».

В 2013 г. гостей на стенде Сбербанка встречал робот-консультант, к тому же посетители стенда могли стать героями интерактивной игры и перевоплотиться на несколько минут в профессионального инкассатора. В 2014 г. посетителей удивляла мультимедийная инсталляция «Полет в Горки Город»: гости стенда на специальном имитаторе-вертолете могли увидеть с высоты птичьего полета курорт «Горки Город», который был построен в Красной Поляне при финансовом участии Сбербанка к Олимпийским играм 2014 г. По традиции на стенде банка можно было приобрести монеты из драгоценных металлов, в том числе серии, посвященной XXII зимней Олимпиаде 2014 г.

Последние три года, по данным «СПАРК-Интерфакса», за стенды «Сбера» отвечает застройщик ООО «Варс экспо» (строил стенды банка для инвестфорума в Сочи-2014 и молодежного форума на Селигере), ПО предоставляет ООО «ПМТ».

Робот утверждает, что у него все серьезно, как в Сбербанке

Интернет-ритейлер «Юлмарт» в этом году выступит в качестве партнера ПМЭФ и представит свой стенд во второй раз, говорит представитель компании Евгения Кургускина. «Дизайн-концепция стенда совмещает элементы экостиля и современных технологичных деталей и раскрывает философию естественного и активного развития «Юлмарта», – добавляет она. Специально к ПМЭФ были разработаны динамические макеты, которые показывают, как устроена уникальная логистическая система ритейлера. Экспозиция призвана познакомить посетителей с инвестиционными проектами компании, поделилась Кургускина: «Мы приглашаем всех желающих. С особым нетерпением будем ждать Джека Ма, основателя и главу Alibaba Group».

50 оттенков серого

В прошлом году в центральной части презентационного офиса «Газпрома» разместилась переговорная зона, стилизованная под айсберг. Над всей площадью стенда возвышался подвес в виде декоративной крыши из треугольных сегментов. Поверхность белого подиума стенда рассекали светодиодные полосы, вмонтированные в покрытие. В этом году «Газпром» заказал стенд в лаконичных черных и серо-белых тонах. Его стены украшают черно-белые зимние виды Петербурга. Несмотря на серо-белую гамму, настрой экспозиции и стенда не меланхоличный, а рабочий, прокомментировал необычную для госкомпании сдержанность Калитюк. «На Мировом газовом конгрессе использовался красно-желтый цвет. Формат форума предполагает деловой стиль», – ответил он на вопрос «Ведомостей» о выборе тонов экспозиции. Весной этого года спикеры «Газпрома» уже связывали образ нашумевшего фильма и романа «50 оттенков серого» с деятельностью концерна. Еврокомиссия ведет расследование против российской компании и, как признался зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, «один из консультантов по теме расследования посоветовал детально изучить книгу «50 оттенков серого», передавал «Интерфакс».

Бюджет на создание стенда «Газпрома», как и в прошлом году, – 27,64 млн руб., застройщик прежний – ООО «Экспо глобал груп». «Затраты на строительство стендов оправдываются, на форуме есть больше времени для детального и неформального общения», – подчеркнул Калитюк. По его словам, на площадке в «Ленэкспо» есть возможность сразу довести до кондиции и проработать все детали совместных проектов.

Установка стенда – хороший инструмент работы для развития бренда и усиления своих позиций на рынке, полагает представитель «Росгеологии» (партнер ПМЭФ) Алиса Фиалко. «Форум собирает практически всю деловую аудиторию страны и зарубежья», – объясняет она. Однако большинство компаний-партнеров, опрошенных «Ведомостями», не стали комментировать, насколько оправданна застройка собственных зон делового общения на петербургском форуме.

Встреча в баре

«В первые годы мы ставили стенд, но потом перешли к формату бара, это популярное место для неформальных встреч», – рассказала Санарова из «Русала». Накануне проведения Олимпиады в Сочи это был спортивный бар, где можно было позавтракать, выпить кофе, сыграть в настольные игры, а после обеда посетителям предлагались бодрящие коктейли, вспоминает она. По ее словам, сейчас «Русал» вообще ушел от формата застроек, рассчитанных на привлечение большого количества участников. Это связано не только с экономической ситуацией, но и с тем, что «Русал» все же не работает в розничном секторе, как банки или операторы связи, объясняет Санарова.

Устраивает бар и «Мерседес-Бенц», уже седьмой год представляющий официальный автомобиль форума. Участники форума могут не только перекусить и пообщаться друг с другом, но и встретиться в баре с президентом российского представительства «Мерседес-Бенц», говорит директор по продажам легковых автомобилей «Мерседес-Бенц» Мария Морозова. Затраты компании на устройство бара, а также спонсорский взнос – 350 автомобилей (100 Mercedes-Benz S – класс Maybach и 250 Mercedes E- и V-класса) и организация круглосуточной работы диспетчерской службы, – по словам Морозовой, обходятся компании больше 1 млн евро.